Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.209.209.28
    [SESS_TIME] => 1711664725
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7ae9b4639f367c41d23d87fe5482153a
    [UNIQUE_KEY] => 7663ba4ac93d55628f6884ea264a3295
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2012 год, номер 1

1.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕФОРМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Миронов
Московский государственный университет
info@philos.msu.ru
Страницы: 3-43



2.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. А. Князев
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева
knyazev@sibsau.ru
Ключевые слова: методология, философия образования, отраслевое философское знание, предмет философии образования, категориальный аппарат, общенаучные понятия
Страницы: 44-53

Аннотация >>
В статье анализируются актуальные вопросы методологии исследований, относящихся к предметному полю философии образования. Рассматривается характер взаимодействия философской и общенаучной составляющих, соотношения категорий и общенаучных понятий в области философии образования. Подчеркивается системный принцип привлечения разнообразных блоков общенаучного, специально-научного и философского знания с целью решения актуальных теоретических и практических задач данной философской отрасли.


3.
PARADEIGMA: ТЕОРИЯ, ПОДХОДЫ, ОШИБКИ

В. Н. Гоптарёв
Казанская государственная консерватория (академия) им. Н. Г. Жиганова
kazconsnauka@mail.ru; kgk-dekanat@mail.ru
Ключевые слова: парадигма, уровни исследования, научные подходы, парадигмальная система, модели, сфера применения
Страницы: 54-64

Аннотация >>
В статье рассматриваются парадигма как феномен, а также подходы к ее изучению в контексте нескольких уровней исследования и присущих им аспектов и категорий, среди которых наиболее важными являются содержание, смыслы, структура, процессуальные особенности функционирования парадигмальных моделей в рамках парадигмальной системы и суперсистемы. Полученные в процессе исследования выводы носят всеобщий характер и могут учитываться при исследовании и построении моделей парадигм сферы образования.


4.
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В. В. Петров
Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: модернизация, глобализация, интеграция науки и образования, инновационное образование
Страницы: 64-70

Аннотация >>
В статье рассмотрены тенденции развития современного россий-ского образования с учетом трансформаций глобального характера и качественных преобразований российского общества, обоснована ключевая роль образования в решении задач модернизации России в условиях глобализации. Обосновано, что эффективная модернизация современного российского общества может быть осуществлена только при условии тесной интеграции науки и образования.


5.
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ

О. Б. Макарова
Новосибирский государственный педагогический университет
maknsk@mail.ru
Ключевые слова: интеграция научных знаний, интеграция содержания образования, интегративно-модульный подход, интегрированный учебный предмет
Страницы: 70-79

Аннотация >>
В статье проведен исторический анализ проблемы интеграции содержания образования в непосредственной связи с анализом развития общей тенденции интеграции научных знаний в истории научного познания. Показано, что основные направления интеграции науки, техники и производства в дидактически адаптированном виде будут выступать в качестве основных положений интеграции общего и профессионального образования. Исследование возможностей интеграции и дифференциации содержания начального профессионального образования позволило научно обосновать и практически реализовать интегративно-модульный подход к проектированию нового учебного предмета.


6.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ И «СКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ»

М. Ю. Горбухова, О. Л. Сытых
Алтайский государственный университет
mag6549@yandex.ru, sytykh@yandex.ru
Ключевые слова: гуманитарная культура личности, факторы формирования гуманитарной культуры студентов, научно-образовательная среда университета, скрытые учебные программы
Страницы: 79-85

Аннотация >>
В статье анализируется потенциал научно-образовательной среды университета как фактора формирования гуманитарной культуры студентов. Дается авторское определение понятия «гуманитарная культура личности». Наряду с культуротворческой деятельностью и личностной коммуникацией среди факторов формирования гуманитарной культуры личности выделяется гуманитарная социокультурная среда. Подчеркивается единство и взаимовлияние всех факторов. Процесс формирования гуманитарной культуры студентов рассматривается в тесной связи с гуманитаризацией высшего образования. При анализе особенностей научно-образовательной среды вуза автор обращается к проблеме «скрытых учебных программ», предлагает пути их гуманитаризации.


7.
ПРОБЛЕМА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н. А. Эмих
Забайкальский государственный университет
natali_emikh@mail.ru
Ключевые слова: система российского образования, реформирование образования, образовательный кризис, европейское образовательное пространство, система культуры, парадигма образования, Болонский процесс, социализация человека
Страницы: 86-93

Аннотация >>
В статье дается краткий анализ проблем современной российской образовательной системы. Автор отмечает, что главным сегодня остается вопрос о формировании такой парадигмы образования, реализация которой смогла бы обеспечить успешную социализацию и адаптацию человека в изменяющемся обществе. Доказывается, что одной из проблем реформирования системы современного образования является его включение в единое европейское образовательное пространство как способа сохранения общества и национальной культуры на основе диалога.


8.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ЛИЧНОСТИ И БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Э. Д. Петрова
Новосибирский государственный технический университет
petelvira@gmail.com
Ключевые слова: общество знаний, современное образование, потребности личности, самоуправление образованием личности, бизнес-образование
Страницы: 93-102

Аннотация >>
В статье проанализировано состояние системы образования в обществе знаний и ее возможности, а также те потребности, которые стремятся удовлетворить посредством образования человек и общество (в лице вузов, работодателей и государства). Выявлено, что нынешняя система образования не в состоянии удовлетворить насущные потребности человека в самоактуализации и управлении своим образованием. Исследована такая подсистема образования, как бизнес-образование, в рамках которой эти потребности могут быть удовлетворены.


9.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

А. Ю. Наумова1, Е. В. Ушакова2
1 Алтайский государственный университет
2 Алтайский государственный медицин-ский университет
anjelina.naumova@yandex.ru, foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: глобализирующийся мир, образовательные модели, социокультурная специфика образования, структура ценностей, универсальное и специфическое в моделях образования
Страницы: 102-110

Аннотация >>
Система образования играет ключевую роль в формировании жизнеспособной планетарной культурной эволюции. В условиях глобализирующегося мира возможны два различных пути интеграции образовательных систем - на монокультурной и на поликультурной основе. Фактически Болонское соглашение инициирует глобализационные процессы в образовании по монокультурному (западному) варианту. Но для этого, как минимум, при реализации данных программ в разных странах должны создаваться социокультурные модели образования, учитывающие специфику культур, нравственных устоев, ментальности каждой страны и нации. Проблема состоит в необходимости сохранения уникального содержания образовательных моделей каждого государства, но при универсальности форм общемировых образовательных систем и отношений.


10.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБЩЕСТВА

Д. А. Антонов
Сибирский государственный технологический университет
alexantonov89@mail.ru
Ключевые слова: идентичность, образование, общество, личность, культура, школа, воспитание, обучение, Россия, Запад
Страницы: 111-119

Аннотация >>
Цель статьи - показать, что образование как социальный институт складывается в условиях жизни конкретного общества, являясь, с одной стороны, важным элементом его идентичности, а с другой - системой воспроизведения идентичности общества. В статье доказывается, что в России и на Западе исторически сложились адекватные специфике их жизнеустройства, отличные друг от друга системы образования и соответствующие теоретические подходы к пониманию сущности и назначения образования. Показано, что происходящий в современной России процесс реформирования отечественного образования посредством ориентации на «западный эталон» деструктивно влияет на воспроизводство идентичности российского общества.


11.
ГЕГЕЛЬ КАК ТЕОРЕТИК И РЕФОРМАТОР ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

А. В. Душин
Институт экономики и предпринимательства
pror_inep@mail.ru
Ключевые слова: цели, задачи, реформы образования, философия, дух, сознание, разум
Страницы: 119-126

Аннотация >>
Статья посвящена осмыслению Гегелем образования и образовательных реформ. Отмечено, что, будучи ректором гимназии, в период реформирования образования в Германии в начале XIX в., Гегель сформулировал цели, принципы и задачи образования в процессе создания собственной философии. На основе гегелевской философии автор показывает, что образование связано со ступенями развития духа. Обосновывается мысль о том, что абсолютную ценность имеют образование и образовательные реформы, способствующие раскрытию духовного в человеке. Автор доказывает актуальность идей Гегеля на этапе современного реформирования образования в России.


12.
АВТОНОМИЯ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДИСПОЗИЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Э. Ю. Майкова
Тверской государственный технический университет
maykova@yandex.ru
Ключевые слова: автономия, личностная диспозиция, рефлексивность, самодетерминация, ответственность, профессиональная идентичность, доверие, толерантность
Страницы: 126-133

Аннотация >>
Цель исследования - эксплицировать предпосылки становления и развития автономии как личностной диспозиции. Автор показывает, что среди факторов личностного регистра ведущую роль в инициировании автономии играют рефлексивность, самодетерминация, волевая саморегуляция, ответственность, профессиональная идентичность, что, в свою очередь, потенциирует социально-психологическое пространство доверия и толерантности. Представлены результаты социально-психологического исследования, подтверждающего значимые предикторы для развития личностной автономии.


13.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СУБЪЕКТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

С. И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет
2560380@ngs.ru
Ключевые слова: образование, образовательное пространство, электронное образовательное пространство, информатизация, компьютеризация, глобализация, идентичность, идентификация
Страницы: 134-140

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика идентификации личности как образовательного субъекта в условиях трансформации современного образовательного пространства. Проблема, лежащая в основе статьи, порождена противоречиями между традиционным, «субъект-объектным», и новым, «субъект-субъектным», типами образовательного отношения. Указанное противоречие является следствием возникновения и развития нового вида образовательного пространства - электронного - специфического результата информатизации, компьютеризации и глобализации образования как социальной системы и способа воспроизводства жизнедеятельности общества. В заключение автор приходит к выводу о том, что в условиях интеграции традиционного и электронного образовательных пространств процесс идентификации личности как образовательного субъекта приобретает принципиально новые характеристики.


14.
ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Е. В. Покасова
Институт философии и права СО РАН
pokevi@mail.ru
Ключевые слова: современное образование, модернизация, функции образования, выбор, адаптация
Страницы: 141-145

Аннотация >>
В статье рассматриваются возможности образования в процессе становления и подготовки всесторонне развитой личности, способной решать задачи модернизации всех сфер жизни современной России. Дан анализ основных тенденций реформирования образовательной сферы. Сделан вывод о необходимости интеграции традиционных практик образования и мировых традиций образовательного процесса для создания новых образцов, удовлетворяющих требованиям современности. Дана характеристика следующих функций образования: социально-адаптивной, инновационной и аксиологической - и определено их значение для осознания человеком постоянно изменяющихся обстоятельств и дальнейшей адаптации в трансформируемой действительности.


15.
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

З. А. Александрова
Новосибирский государственный педагогический университет
alexandrovaza@mail.ru
Ключевые слова: инновация, компетентность/компетенция, компетентность по планиметрии, структура компетентности будущего учителя по планиметрии
Страницы: 146-153

Аннотация >>
В статье представлено описание процесса внедрения инноваций, основанных на компетентностном подходе. Определена сущность компетентности будущего учителя математики по планиметрии, выявлена ее структура, указаны критерии, показатели и уровни повышения. Представленная структура компетентности по планиметрии разработана на основе понимания сущности рассматриваемой компетентности как свойства личности, выражающегося в наличии глубоких знаний в области планиметрии и умений их применять на практике. Построена модель повышения компетентности будущего учителя математики по планиметрии в контексте инноваций.


16.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В. П. Бауэр
Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России
bauer_vladimir@mail.ru
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность выпускника, военный институт, внутренние войска
Страницы: 153-159

Аннотация >>
В статье осмысливается сущность и структура формирования профессиональной компетентности выпускника военного института внутренних войск МВД России. Проведен анализ понятий «компетенция» и «компетентность», сформулированы основные компоненты профессиональной компетентности указанной категории выпускников на основе федерального государственного образовательного стандарта. По дисциплинам кафедры распределены общекультурные и профессиональные компетенции с целью формирования компетентностей выпускников по соответствующим компетенциям.


17.
О ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Э. Г. Скибицкий1, Э. Ж. Ахметова2
1 Сибирская Академия финансов и банковского дела
2 Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан
skibit@yandex.ru, VNO.PVVU@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая подготовка, педагогические технологии, профессиональная подготовка, современное военное образование
Страницы: 159-163

Аннотация >>
В статье анализируется проблема педагогической подготовки преподавателей военных вузов. Утверждается, что результативность профессиональной подготовки зависит от понимания и учета индивидуальных особенностей обучаемых, от коммуникативных умений преподавателя и от арсенала педагогических технологий..


18.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»

А. Ж. Жафяров
Новосибирский государственный педагогический университет
nauka2003@rambler.ru
Ключевые слова: система образования, компетентностный подход, различия в философских интерпретациях понятия компетенция
Страницы: 163-169

Аннотация >>
Развитые страны давно и успешно внедряют в систему образования компетентностный подход (КП). Во многих работах, опубликованных в России, понятию «компетенция», играющему важную роль в КП, дается неправильное определение, что существенно тормозит внедрение КП в систему образования России. Автор пытается это исправить, предложив свое определение указанного понятия.


19.
К КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ

Ю. В. Карякин
Томский политехнический университет
Art-39-1@yandex.ru
Ключевые слова: компетенция, онтологический подход, формы знания, понятие, онтогенетический метод, проектирование образовательного процесса
Страницы: 169-173

Аннотация >>
Автор концентрирует внимание на происхождении термина «компетенция» и, обращаясь к истории языка, дает «внутреннюю» характеристику понятия. Оперирование последней выводит его на предложение дополнить традиционное проектирование образовательного процесса (внешнее проектирование) так называемым «внутренним».


20.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

О. В. Цигулёва
Новосибирский военный институт МВД им. генерала И. К. Яковлева
oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, социокультурная мобильность, трудовая мобильность, субъектность
Страницы: 174-180

Аннотация >>
В статье автор делает попытку раскрыть сущность феномена «профессиональная мобильность», рассматривает проблемы формирования профессиональной мобильности в высшей школы.


21.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА РУКОВОДЯЩЕГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

И. Н. Караваев
Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации
karavaev2004@mail.ru
Ключевые слова: системный подход, закономерности, принципы, профессионально-педагогическая подготовка, руководящий и преподавательский состав, военный вуз
Страницы: 181-186

Аннотация >>
В статье исследуются разработанные автором на основе системного подхода основные закономерности и принципы профессионально-педагогической подготовки руководящего и преподавательского состава в военном вузе. Реализация данных закономерностей: в организационном плане - обеспечить определенную структуру профессионально-педагогической подготовки, в процессуально-педагогическом отношении - создать целостный образовательный комплекс, интегрирующий весь образовательный потенциал военных вузов, - в военно-профессиональном отношении дает возможность наиболее полно решить задачи соответствия подготовки руководящего и преподавательского состава потребностям военно-профессиональной деятельности в вузе.


22.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

С. И. Черных1, Н. В. Наливайко2
1 Новосибирский государственный аграрный университет
2 Институт философии и права СО РАН
2560380@ngs.ru , n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, современное образование, глобальные тенденции, субъект, педагог как субъект образования, функции педагога, образовательное взаимодействие как предмет философского анализа
Страницы: 186-191

Аннотация >>
В статье рассматривается образовательное взаимодействие и личность педагога с позиций философского подхода. Обосновывается тезис о том, что в условиях реформирования современного российского образования образовательное взаимодействие и личность педагога претерпевают значительные деформации. По мнению автора, они связаны с действием глобальных тенденций, которые изменяют природу преподавателя как активного субъекта образовательного процесса. Эти изменения не всегда носят позитивный характер, что является не только результатом конфликта преподавателя и реформирующейся образовательной среды, но определяются и новыми образовательными потребностями общества как такового в процессе его собственной трансформации. В результате проведенного анализа делается вывод о том, что субъектность преподавателя должна приобрести новые качественные характеристики, некоторые из них и представлены в статье.


23.
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: СООТНОШЕНИЕ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е. В. Ушакова1, М. М. Карасартова2
1 Алтайский государственный медицин-ский университет
2 Карагандинский государственный технический университет
foaushakova@bk.ru , foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: юридическое образование, правовая культура, правовое сознание, право, ценности, элементы правовой культуры и правосознания, правовая идеология, правовая психология
Страницы: 192-201

Аннотация >>
В статье рассматриваются научно-философские аспекты юридического образования как части гуманитарного профессионального. Раскрываются основные положения правовой культуры и правового сознания в юридическом образовании, являющиеся необходимыми предпосылками формирования правового государства. Анализируются элементы и уровни правовой культуры и правового сознания, их структурные компоненты, место и роль данных правовых феноменов в юридическом образовании.


24.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

А. И. Маркеев
Сибирская академия государственной службы
markeev@sapa.nsk.su
Ключевые слова: общедоступные библиотеки, платные услуги, правовое регулирование
Страницы: 201-210

Аннотация >>
В статье обсуждаются правовые возможности предоставления общедоступными библиотеками платных услуг пользователям. В настоящее время наметился разрыв между объективно происходящими в библиотечной сфере процессами и правовым закреплением использования документов общедоступными библиотеками. Данная статья посвящена преодолению этого разрыва правовыми средствами при помощи изменения действующего законодательства с целью приведения норм права в соответствие с потребностями библиотек и пользователей.


25.
РОЛЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) В СТАНОВЛЕНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

М. М. Карасартова1, Т. С. Косенко2
1 Карагандинский государственный технический университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
foaushakova@bk.ru , tany0879@mail.ru
Ключевые слова: правовая культура, правовое образование, правовое воспитание, правовое сознание, правовое просвещение, правовая социализация
Страницы: 210-217

Аннотация >>
В статье рассматриваются правовое образование и правовое воспитание как компоненты и факторы становления правовой культуры человека и общества. С точки зрения авторов, правовое демократическое государство, призванное соблюдать и защищать права и свободы человека, способно утвердиться лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой культуре и гражданской активности.


26.
СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Е. В. Кармазина
Сибирский университет потребительской кооперации
Karmazin.88@mail.ru
Ключевые слова: свобода, субъект, объект, самореализация, самопричинность, социальная система, социальная роль, социальный институт, культура, идентичность
Страницы: 218-224

Аннотация >>
В статье представлена концепция сложной и противоречивой взаимосвязи свободы с безличными объективированными аспектами социальной жизни, которые обобщенно именуются социальной системой. Изложенная в статье интерпретация идеи свободы осуществляется в рамках субъект-объектной парадигмы. Взаимосвязь личности и системы рассматривается с позиции единства субъектных и объектных начал. Свобода исследуется в ее «внесистемном» и «системном» качестве.


27.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ГОСУДАРСТВА И ЕГО СВЯЗЬ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Р. Ю. Наумов
Алтайский государственный университет
roma1_naum@mail.ru
Ключевые слова: аксиологический базис государства (АБГ), макроуровень и микроуровень общественной жизни, сфера образования, регуляция и оптимизация социальных процессов
Страницы: 225-233

Аннотация >>
В статье приводится социально-философское обоснование наличия в государстве аксиологического базиса, определяющего общую социальную структуру и динамику государственной жизни. Выявляются пути взаимодействия аксиологического базиса государства (АБГ) и сферы образования, отмечаются позитивные стороны влияния базиса на надстройку, раскрываются причины негативных процессов в образовании в связи с изменением аксиологического базиса государства на рубеже XX-XXI вв., предлагаются некоторые пути оптимизации общественных отношений в сфере образования.


28.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Г. Нижегородов, Л. А. Серикова
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Larisaserikova1@yandex.ru, Larisaserikova1@yandex.ru
Ключевые слова: аксиология, аксиологический подход, ценность, ценностные ориентации, нравственное воспитание, личность, система образования
Страницы: 233-239

Аннотация >>
На основе анализа психолого-педагогической литературы в статье раскрываются теоретические основы реализации аксиологического подхода в процессе нравственного воспитания личности. Авторами представлен анализ проблемы формирования нравственных ценностей личности в системе образования с позиции аксиологического подхода, предпринимается попытка исследовать механизмы, влияющие на формирование ценностной структуры личности и регулирующие ее поведение в социуме, рассматриваются вопросы формирования ценностей у учащейся молодежи в системе образования. Вклад авторов заключается в анализе ряда научных источников с целью выявления актуальности данной тематики в рамках философии образования.


29.
СТАТУС НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Н. А. Моисеева
Российский государственный аграрный заочный университет
moiseeva.nel@yandex.ru
Ключевые слова: национальный характер, понимание и взаимопонимание, социальные коммуникации, равноправный диалог, манипуляция сознанием, социальное управление, социальные представления
Страницы: 239-247

Аннотация >>
В статье идет речь о статусе национального характера и его месте в современном пространстве взаимопонимания. Национальный характер является движущей силой в передаче социального опыта и обеспечении коммуникационных действий как внутри культуры, так и на уровне межкультурного диалога, поскольку, пересекаясь со сферой культуры и социума, он реализует функцию «посредника» между субъектами культурного диалога. Автором утверждается необходимость исследования проблемы понимания как важнейшего условия и цели коммуникативных процессов, поскольку невыявленность условий взаимопонимания на практике порождает феномен манипуляции массовым сознанием.


30.
НАУЧНАЯ ШКОЛА СТУДЕНТА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ КАК ВАРИАТИВНЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ ПОЗИЦИИ ЕЕ СЛУШАТЕЛЕЙ

З. А. Демченко
Институт энергетики и транспорта, Северный (Арктический) федеральный университет
dza.nw@yandex.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, система ценностей, ценностные ориентиры
Страницы: 247-254

Аннотация >>
В статье дано научно-теоретическое обоснование организации в вузе особого структурного подразделения - «Научной школы студента-исследователя» как вариативного проекта развития ценностно-смысловой позиции ее слушателей и проанализирован опыт создания и функционирования такой школы в Архангельском государственном техническом университете.


31.
ДИЗАЙН КАК МЕТОД РЕГИОНИЗИРОВАННОЙ ЭСТЕТИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

М. Ф. Зубкова
Институт теории и истории педагогики РАО
zubkova.marina2010@mail.ru
Ключевые слова: эстетизация, дизайн как метод, формирующий пространство школы, вариативность, регионализация
Страницы: 254-259

Аннотация >>
В статье решается системная совокупность проблем, раскрывающих пути проектного создания новой школы на основе эстетизации учебного процесса как формирующего пространства.


32.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

А. В. Наливайко1, Н. В. Наливайко2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Институт философии и права СО РАН
nnalivaiko@mail.ru , n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: региональное образование, образовательная политика, глобализация, региональная идентичность, внутригосударственные процессы, культура
Страницы: 259-266

Аннотация >>
В статье рассматривается современная концепция регионализации образования в условиях глобализации. Анализируются факторы нестабильности развития регионального образования (Сибирский регион). Приведены 9 антикризисных мер, необходимых для нашей отечественной образовательной политики, сформулированных О. Н. Смолиным.


33.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Г. А. Сапрыкина
Институт педагогических исследований одаренности детей
saprykina@mail.ru
Ключевые слова: личность, мышление, поведение, информационные и коммуникационные технологии
Страницы: 267-273

Аннотация >>
В современном обществе, насыщенном информационными и коммуникационными технологиями, последние начинают играть все большую роль в формировании личности человека, особенно представителей молодого поколения. В первую очередь это относится к развитию мышления и выстраиванию линии поведения в социуме, - характеристикам личности, играющим определяющую роль в жизни человека. В работе рассматриваются позитивные аспекты влияния информационно-коммуникационных технологий на формирование личности подрастающего поколения, выражающиеся в росте познавательного интереса, развитии аналитического и критического мышления, открытости для общения, толерантности и целеустремленности.


34.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативные стратегии, сотрудничество, партнерство, кооперация, принципы построения коммуникации, цели коммуникации
Страницы: 274-281

Аннотация >>
В статье раскрывается сущность различных коммуникативных стратегий в образовании, представлены принципы их построения, показано влияние выбора коммуникативных стратегий на развитие личностных смыслов, инновационных процессов, конкретизируются цели коммуникативных действий педагога.


35.
КОММУНИКАЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО КАК КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Е. А. Самойлов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
evge-samojlov@yandex.ru
Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование, компетенция, ключевые компетенции, коммуникация, сотрудничество
Страницы: 281-289

Аннотация >>
В статье раскрывается сущность понятий «компетенция», «ключевая компетенция». На основе идей экзистенциализма, положений концепции управления открытыми организационными системами и универсальных общесистемных закономерностей обосновывается, что коммуникацию и сотрудничество следует рассматривать в качестве ключевых компетенций субъекта в информационном обществе.


36.
ПОТЕНЦИАЛ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Н. А. Расщепкина
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королёва
rasshhepkina.natalja@rambler.ru
Ключевые слова: инновационный потенциал, самоопределение, ценности
Страницы: 289-296

Аннотация >>
В статье показана необходимость формирования потенциала самоопределения как компонента и ведущего фактора становления инновационного потенциала студентов технических вузов. Ценностные ориентации, личностные ценности являются основными ресурсами потенциала самоопределения как компонента инновационного потенциала.