Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.167.52.238
    [SESS_TIME] => 1711649349
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 1fabfa73cd4f027e341cc25b95ce69d6
    [UNIQUE_KEY] => 5939b5507bfb8fb9c807dd055c675cda
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2012 год, номер 4

1.
МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭВАЛЮАЦИИ. ТЕХНОЛОГИИ И АЛГОРИТМЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

О. А. Ефремова1, Л. А. Барахтенова1, А. Т. Пименов2, А. А. Киринюк3
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
3 Московский городской университет управления Правительства Москвы
uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru, uchotdel@list.ru
Ключевые слова: система эвалюации, менеджмент, управленческое решение, технологии и алгоритмы принятия, требования качества управленческого решения
Страницы: 6-16

Аннотация >>
В статье анализируются основы менеджмента процессов принятия управленческого решения в системе эвалюации. Даны характеристики необходимых информационных ресурсов, выделены алгоритмы, представляющие собой взаимосвязанные технологические элементы, которые определяют порядок, сопровождают процессы принятия и гарантируют качество управленческого решения.


2.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К. А. Вольхин, А. М. Лейбов
Новосибирский государственный педагогический университет
wolchin@yandex.ru, zavuch77@gmail.com
Ключевые слова: графическое образование, графическая компетентность, начертательная геометрия, информационно-коммуникационные технологии, система автоматизированного проектирования
Страницы: 16-22

Аннотация >>
В статье анализируются проблемы, связанные с изменением содержания графического образования, вызванные введением новых образовательных стандартов; обозначены проблемы формирования графической компетенции выпускника; рассматриваются вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий в графическом образовании


3.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА

А. И. Троцкая
Новосибирский государственный педагогический университет
trockayaftip@yandex.ru
Ключевые слова: социально-профессиональные ценности, компетентностный подход, компетенции
Страницы: 23-28

Аннотация >>
В статье представлен анализ философских, социологических, психологических и педагогических подходов к пониманию сущности понятия «ценность» на основании анализа отечественных и зарубежных теорий. Автор исследует взаимосвязь формирования социально-профессиональных ценностей будущих специалистов через компетентностный подход


4.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И. Н. Лукина
Новосибирский государственный педагогический университет
inlukina@mail.ru
Ключевые слова: подготовка бакалавров, компетентностный подход, профессиональные компетенции, активное обучение, технология обучения, критическое мышление, развитие компетентности, рефлексия, мотивация, профессиональное образование
Страницы: 29-34

Аннотация >>
В статье раскрываются подходы к формированию профессиональной компетентности бакалавров по направлению «профессиональное обучение» в условиях модернизации российской высшей школы и реализации образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3). Описываются условия, технологии обучения и приемы развития профессиональных компетенций, раскрывается потенциал технологии развития критического мышления через чтение и письмо в системе высшего образования, в частности, ее использование в предметной области «Методика профессионального обучения» и ее роль в развитии положительной мотивации студента, их интеллектуальных качеств и рефлексивных способностей.


5.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Т. А. Вальдт
Новосибирский государственный педагогический университет
tatjana_vald@mail.ru
Ключевые слова: правовая культура, специалисты органов опеки и попечительства, профессиональная подготовка
Страницы: 34-39

Аннотация >>
Автор обращается к проблеме формирования правовой культуры у сотрудников отдела опеки и попечительства. В статье анализируются причины низкой правовой грамотности специалистов, предлагается систематизированный перечень этапов, позволяющих решить существующую проблему как на уровне профессиональной подготовки в вузе, так и во время профессиональной деятельности.


6.
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВОГО АНАЛИЗА

К. П. Кобзарь
Новосибирский государственный педагогический университет
peduniver09@mail.ru
Ключевые слова: система специального образования, Болонский процесс, образовательная пирамида
Страницы: 39-46

Аннотация >>
В статье проанализированы некоторые аспекты системы специального образования в России. Показано, что не выполняется принцип последовательного уменьшения количества учащихся на каждом уровне при повышении уровня образования. Главная специализация при обучении должна быть по типам будущей деятельности: менеджер, специалист, ученый. Фактически, это разные направления образования, поэтому совместное обучение нецелесообразно проводить более двух лет. Квалификации ученого, менеджера и специалиста должны определяться по разным критериям, и они должны подтверждаться дипломами разного образца.


7.
БЮРОКРАТИЯ И РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В. В. Павловский
Красноярский государственный аграрный университет
valpavlovskiy@mail.ru
Ключевые слова: бюрократия, общие черты бюрократии, особенности проявления бюрократии в высшей школе России
Страницы: 46-52

Аннотация >>
В статье исследуются общие основные черты бюрократии в современном буржуазном государстве, а также особенности ее проявления в российской высшей школе (и, в частности, в России) на эмпирическом примере подготовки одного из необходимых рабочих документов преподавателя.


8.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ФЕНОМЕНА КОМАНДЫ

Ю. Н. Белокопытов
Сибирский государственный технологический университет
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: команда менеджеров, подходы к командообразованию, фрактально-синергетическая парадигма, нелинейная динамическая система, синергетические принципы самоорганизации команды, параметр порядка, управляющий параметр, информационно-энергетический паттерн, экспер
Страницы: 52-58

Аннотация >>
В статье дается определение команды, раскрываются классические подходы к командообразованию. Особое внимание автор уделяет синергетическому мышлению в исследовании феномена команды, обосновывая методологические аспекты исследования самоорганизации современной команды менеджеров. Команда менеджеров представлена в виде модели нелинейной динамической системы. В управлении процессами самоорганизации используется минимум параметров порядка. Дается анализ фрактального и синергетического подходов по самоорганизации команды. Раскрывается синергетическое понятие самоорганизующейся системы управления. Приводится экспериментальное исследование процесса самоорганизации команды менеджеров на основе синергетической парадигмы.


9.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

И. А. Пфаненштиль, И. Г. Борисенко
Сибирский федеральный университет
ndubrovskaya@sfu-kras.ru, i.g.borisenko@yandex.ru
Страницы: 59-67

Аннотация >>
В статье освещаются актуальные проблемы, связанные с процессами реформирования отечественного образования. Переход к модели образования для устойчивого развития закономерно вызывается противоречиями развития самого образования. В статье акцентируется внимание на особой роли информационных технологий в обновлении образовательной системы как по форме, так и по содержанию.
Ключевые слова: глобальные процессы, устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, глобальное образование, информатика, информация, информационный подход, информационные технологии.


10.
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

И. А. Ступин
Новосибирский государственный педагогический университет
jarnsk@mail.ru
Ключевые слова: дополнительная реальность, AR-технологии, виртуальная реальность, augmented reality, учебник с дополнительной реальностью, компьютерная визуализация
Страницы: 67-74

Аннотация >>
Автор анализирует содержание AR-технологии и аспект использования ее в образовании. В статье исследована специфика информатизации образовательного процесса в вузе посредством использования учебников нового поколения. В статье обосновывается применение инновационной технологии дополнительной реальности в современных учебниках в качестве средства обучения, существенно повышающего качество и эффективность обучения, мотивацию студентов и оптимизирующее деятельность преподавателя.


11.
РОЛЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Л. В. Баева
Астраханский государственный университет
Baevaludmila@mail.ru
Ключевые слова: гуманитарное образование, информационные технологии, информационная культура
Страницы: 74-82

Аннотация >>
В статье анализируются гуманитарные направления подготовки в современном университете, которые зачастую недостаточно интегрированы в инновационные процессы и проекты. Автор предлагает концепцию гуманитарного образования в вузе с учетом наиболее остро стоящих перед обществом проблем, связанных с развитием информационной культуры.


12.
ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Малков
Новосибирский государственный педагогический университет
malkov3.15@gmail.com
Ключевые слова: информатизация, информатизация образования, межличностное взаимодействие
Страницы: 82-88

Аннотация >>
В статье рассмотрено понятие «информатизация», процессы информатизации и образования. Выявлены особенности влияния данного процесса на модели межличностного взаимодействия.


13.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

М. В. Леонов
Новосибирский государственный педагогический университет
ftip@nspu.net
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная область «Технология», системно-деятельностный подход, метод проектов
Страницы: 89-94

Аннотация >>
В статье рассматривается специфика изучения образовательной области «Технология» в школе с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Подчеркивается роль технологии как интегрирующего компонента в общем образовании школьников и в профессиональном самоопределении выпускников. Показывается, что системно-деятельностный подход, как основа выполнения задач ФГОС второго поколения, может быть реализован средствами метода проектов, используемого в обучении технологии.


14.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИКО-СЕРВИСОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

А. А. Лысюк
Новосибирский государственный педагогический университет
ftip@nspu.net
Ключевые слова: информационно-технологическая среда, компетенции, педагогико-сервисологический комплекс, система сервиса эксперимента
Страницы: 95-99

Аннотация >>
Статья посвящена разработке теоретической основы педагогической технологии организации практикума в рамках предлагаемого педагогико-сервисологического комплекса. Комплекс включает педагогические условия, сопряженные с современной образовательной средой, в частности, предусматривает множественный дистанционный доступ к реальным объектам исследования


15.
СВОБОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ СЕРВИСОВ

В. М. Трофимов
Новосибирский государственный педагогический университет
trofimov@nspu.net
Ключевые слова: образовательные технологии, педагогическая ситуация, эксперимент, сервис, система, генезис сервисов, сервенетика, техносервенетика
Страницы: 99-107

Аннотация >>
В статье показано, что исследовательский способ познания, в частности, современный эксперимент, может быть эффективно интегрирован в образовательный процесс, если будет создана система сервисов для его обеспечения. Эта система сервисов позволяет гибко управлять педагогической ситуацией и освободить время для самостоятельного выполнения творческих задач. Сервисологический подход, в отличие от системного или технологического подходов, оставляет место для экспериментирования, случая, неожиданного результата. Вопросы генезиса сервисов приводят к новой науке - сервенетике. Ее цель - выявление и моделирование успешных сервисов в эффективно работающих системах, в том числе, педагогических, а также в природе. Рассмотрены возможные направления развития сервенетики.


16.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СМЕНА АКЦЕНТА*

В. В. Петров
Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: модернизация, интеграция науки и образования, инновационное образование, образовательные технологии
Страницы: 108-112

Аннотация >>
Глобализация и интеграционные процессы неизбежно оказывают влияние на развитие национальных систем образования. Для успешной модернизации отечественной системы образования в условиях формирующегося общества знания необходимо тесное взаимодействие науки и высших учебных заведений. Необходимость развития исследовательской деятельности в системе образования возможна только при изменении функций преподавателя и смене акцента современных образовательных технологий, направленных на формирование компетенций.


17.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

А. К. Гладков, И. В. Савватеев, И. В. Сартаков
Новосибирский государственный педагогический университет
nsk@bk.ru
Ключевые слова: творческие проекты, технология, техническое творчество, знания, законы развития технических систем
Страницы: 112-122

Аннотация >>
В данной статье рассматривается совершенствование и разработка новых технических систем и устройств путем выполнения определенных процедур поиска и формирования образа нового решения.
В статье осуществлен анализ объекта на соответствие законов развития технических систем, служащих для прогнозирования качественных изменений в технических системах и выявления технических противоречий, препятствующих этим изменениям. Использование технологии функционально-стоимостного анализа для выполнения студентами практико-ориентированных творческих проектов способствует повышению качества усвоения ими знаний, сближает основные положения метода проектов и реального производства.


18.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

В. В. Крашенинников1, Юзеф Подгурецки2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Опольский университет Польши
krash@nspu.net, marika24@yandex.ru
Ключевые слова: социальные коммуникации, образование, информатизация
Страницы: 123-130

Аннотация >>
В статье анализируется проблема социальных коммуникаций в условиях трансформации российского общества. Рассматриваются изменения социальных коммуникаций под влиянием информатизации образования.


19.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Александра Дабровска, Юзеф Подгурецкий
Опольский университет Польши
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: эффективность коммуникации в образовании, образовательно-коммуникативное действие, сознание индивида, коммуникативное образование
Страницы: 130-137

Аннотация >>
В статье рассматриваются психологические факторы, обуславливающие эффективность коммуникации в образовательном процессе. Авторы приходят к выводу, что сознание, будучи центральной системой управления человеческим поведением, обуславливающей содержание психических процессов, не свободно от процессуальных рамок.


20.
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. И. Видеркер
Новосибирского государственного педагогического университета
Viderkerl@mail.ru
Ключевые слова: мотивация, модернизация, инноватика, инновационная деятельность, инновационная активность, стратегия инновационного процесса
Страницы: 137-144

Аннотация >>
В статье рассматривается поиск эффективных способов управления обучением в вузе, обеспечивающих повышение инновационной активности студентов на уровне требований, предъявляемых временем. Раскрыто понятие инновационной активности. Проанализирована роль мотивации как фактора, определяющего качество познавательной и преобразовательной социальной деятельности, ориентированной на повышение инновационной активности студентов при овладении профессией. Даны конкретные практические рекомендации побуждения мотивации, обеспечивающей повышение инновационной активности студентов.


21.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИХ КОГНИТИВНОСТИ

Т. А. Бирюкова
Новосибирский государственный педагогический университет
ta.birukova@mail.ru
Ключевые слова: коммуникативная культура, когнитивность, формирование коммуникативной культуры студентов
Страницы: 144-153

Аннотация >>
В данной статье анализируется процесс развития коммуникативной культуры студентов, непосредственно связанный с развитием когнитивности личности. Автор исследует понятия коммуникации, развития, анализирует процесс формирования коммуникативной культуры студентов в рамках педагогического процесса, рассматривает методы формирования коммуникативной культуры, обосновывает связь развития коммуникативной культуры студентов с развитием их когнитивности, что является важным условием формирования личности студента.


22.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

И. И. Некрасова, И. В. Сартаков
Новосибирский государственный педагогический университет
irinanekrasova@mail.ru, nsk@bk.ru
Ключевые слова: общее образование, профессиональное образование, содержание образования, фундаментальные образовательные объекты
Страницы: 154-160

Аннотация >>
В статье рассматривается значение взаимосвязи общего и профессионального образования в процессе подготовки профессиональных кадров. Рассмотрены компоненты содержания образования как системы, выявлены компоненты взаимосвязи: фундаментальные, прикладные, методологические знания метапредметного содержания образования, Взаимосвязь общего и профессионального образования определена как отношение фундаментальных образовательных объектов и содержания дисциплин.


23.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. В. Каменев, В. В. Крашенинников
Новосибирский государственный педагогический университет
romank54.55@gmail.com, krash@nspu.net
Ключевые слова: интерактивность, мультимедиа, интерактивные средства обучения, инновационные технологии, интерактивные методы, системы автоматизированного проектирования, высокие технологии
Страницы: 160-167

Аннотация >>
Реформирование системы образования - процесс постоянный и длительный. В связи с этим одной из приоритетных задач современного обучения является организация и совершенствование профессиональной подготовки будущих выпускников. Использование интерактивных средств обучения - одно из направлений подготовки компетентных, мобильных, конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям высокотехнологичного информационного общества. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет взглянуть под другим углом на вопросы подготовки кадров для образования и бизнеса.


24.
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Л. И. Кунц
Новосибирский государственный педагогический университет
lik2781@yandex.ru
Ключевые слова: образ профессиональной деятельности, профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция
Страницы: 167-173

Аннотация >>
Статья посвящена анализу понятия «образ профессиональной деятельности». Автор рассматривает содержание образа профессиональной деятельности в связи с профессиональным самосознанием и профессиональной Я-концепцией личности. В статье обозначена проблема формирования образа будущей профессии как целостного явления, отражающего суть профессионального развития личности.


25.
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

О. Л. Кошеутова
Новосибирский государственный педагогический университет
olga.leonarda@ mail.ru
Ключевые слова: самоопределение личности, довузовская подготовка, философско-педагогический подход
Страницы: 174-179

Аннотация >>
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы профессионального самоопределения личности в процессе довузовской подготовки. В статье рассматривается понятие самоопределения, условия для успешной реализации этого процесса, философско-педагогический подход к решению проблемы самоопределения и развития. В статье дана краткая характеристика возможностей довузовской подготовки учащихся в плане развития их активности, творческого потенциала, готовности к выбору, осознания себя в будущей профессии.


26.
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ С ПОЗИЦИЙ ПОЛНОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

Н. В. Кулипанова, Е. В. Ушакова
Алтайский государственный медицинский университет
foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, функциональный анализ, компетентностный принцип, должностной принцип, полнота человеческого бытия
Страницы: 180-187

Аннотация >>
В статье на основе философии образования дается анализ сущностных характеристик профессиональных образовательных стандартов (в том числе ФГОС-3) с позиций возможности социализации личности и полноты человеческого бытия. Показано, что компетентностный подход в профессиональной и образовательной стандартизации по западным образцам формирует не личность, а рабочую силу на рынке труда, обладающую набором компетенций. В результате исчезают полнота и перспективы человеческого существования, идет деконструкция личностных качеств, мировоззрения, смысложизненных ориентиров молодого поколения страны.


27.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА В ФИЛОСОФИИ

Д. Ю. Ануфриева
Новосибирский государственный педагогический университет
ftip@nspu.net
Ключевые слова: жизненный опыт, личный опыт, личный опыт педагога
Страницы: 188-193

Аннотация >>
Традиционно, в философии опыт характеризуется как категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности, как единство знания, навыка, чувства, воли, механизм социального, исторического, культурного наследования. В данной статье категория личного опыта педагога рассматривается в контексте различных философских течений и направлений, дается определение личного опыта педагога, характеризуется содержание и особенности его развития, определяются условия формирования, источники развития, описываются основные свойства.


28.
О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. А. Солодкова
Новосибирский государственный педагогический университет
judosambo87@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание
Страницы: 193-198

Аннотация >>
В статье автор рассматривает всестороннее развитие личности, которое невозможно без культуры физической, а также анализирует вопросы здорового образа жизни. В статье раскрываются причины, мешающие студентам заниматься физической культурой и следовать здоровому образу жизни, что в целом осложняет процесс их адаптации к специфическим формам обучения в вузе; предлагаются различные методы для преодоления этой ситуации.


29.
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ВУЗЕ*

М. А. Абрамова
Новосибирский государственный педагогический университет
marika24@yandex.ru
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, реформы высшего образования, научно-исследовательский центр
Страницы: 198-204

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы создания благоприятных условий для сохранения и раскрытия научно-исследовательского потенциала студентов и профессорско-преподавательского состава в контексте современных реформ системы образования в российских вузах.


30.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

М. А. Гилёва
Новосибирский государственный педагогический университет
masha_fedot@mail.ru
Ключевые слова: ресурсо- и энергосберегающее образование, энергоэффективность, рациональное ресурсопотребление, ресурсосберегающее мышление, принцип природосообразности, методы управления ресурсосбережением
Страницы: 204-212

Аннотация >>
В статье рассматриваются концептуальные и правовые основы ресурсо- и энергосбережения. Проведен ретроспективный обзор изучения данной тематики в философской и педагогической литературе. Представлен тезаурус основных понятий по теме ресурсосбережения. Рассмотрено содержание образования, основанного на принципах рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения (на примере различных стран и РФ).


31.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КАДРОВ

О. И. Баркова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва
Ym-cila@mail.ru
Ключевые слова: коммерческий подход к среде существования, диалектический подход к среде существования, аграрная система, урбанистическая система, духовное благополучие
Страницы: 212-215

Аннотация >>
Автор рассматривает специфику подготовки специалистов градостроительных специальностей: архитекторов, инженеров-строителей, инженеров городского планирования, исходя из методологии диалектического единства образования и общества. Образование в области градостроительства должно отвечать объективной системе российских градообразующих факторов и наличного уровня совершенства общественных отношений.


32.
К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФСКОЙ СУЩНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА

К. Ф. Толенгутов1, С. У. Баяхметов2
1 Комитет ВВ МВД Республики Казахстан
2 Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан
Adal.e@mail.ru, bayahmet1963@mail.ru; serik.bajahmetov@yandex.ru
Ключевые слова: саморазвитие, самопознание, личность, философская сущность и смысл личностно-профессионального саморазвития, творчество, духовные ценности
Страницы: 216-222

Аннотация >>
Авторы анализируют идеи о самосовершенствовании человека, его самопознании, пожизненности и бесконечности этого поиска в философии с эпохи древности до наших дней. В статье исследованы философская сущность и смысл личностно-профессионального саморазвития как способности личности совершенствоваться в соответствии со своей индивидуальностью. Таким образом, обоснованы роль и место личностно-профессионального саморазвития курсанта, направленные на активную деятельность по развитию у себя личностно и профессионально значимых качеств.


33.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Р. Ф. Жаксылыков
Комитет ВВ МВД Республики Казахстан
vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая система, системный подход, мотивация, профессиональная деятельность, активность личности
Страницы: 222-228

Аннотация >>
В статье дается обоснование понятия «педагогическая система», определяется цель такой педагогической системы, как «Подготовка офицеров высшей квалификации». Особое внимание уделяется мотивации деятельности в процессе обучения.


34.
МЕТОДИКА И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Э. Г. Скибицкий1, Э. Ж. Ахметова2
1 Сибирская академия финансов и банковского дела
2 Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан
skibit@yandex.ru, vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая подготовка, критерии, показатели, структура педагогического эксперимента
Страницы: 228-233

Аннотация >>
В статье рассмотрены методика и содержание опытно-экспериментальной работы по педагогической подготовке преподавателей высших военных учебных заведений. Опытно-экспериментальная работа подтвердила надежность разработанных критериев и принятых показателей, которые позволили определить уровни педагогической подготовки преподавателей высших военных учебных заведений Республики Казахстан.


35.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. Смельчаков
Новосибирский военный институт им. генерала армии И. К. Яковлева внутренних войск МВД России
SAleksandrV@mail.ru
Ключевые слова: высшее военное учебное заведение, модель педагогического процесса подготовки офицера-преподавателя
Страницы: 234-241

Аннотация >>
В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и проводимое реформирование военного образования автор статьи на основе анализа существующей системы подготовки офицеров к профессионально-педагогической деятельности предлагает модель подготовки офицеров-преподавателей к профессионально-педагогической деятельности. Предложенная модель основывается на личности офицера-преподавателя, его профессионально-педагогической деятельности и компетенциях, составляющих профессионально-педагогическую компетентность офицера-преподавателя высшего военного учебного заведения внутренних войск Министерства внутренних дел России.


36.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Р. Ф. Жаксылыков
Комитет ВВ МВД Республики Казахстан
vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: военное образование, система военного образования, совершенствование методов обучения, практическая направленность, интеграция военных и специальных учебных заведений
Страницы: 241-247

Аннотация >>
Автор анализирует содержание и проблемы военного образования на современном этапе, его сущность и роль в обеспечении подготовки офицера - многопрофильного профессионала. В статье исследованы пути совершенствования методов обучения в военных учебных заведениях, определен приоритет практической направленности обучения. На основе анализа качества обучения и воспитания в военных учебных заведениях в интересах их совершенствования обоснованы восемь основных направлений. Таким образом, рассмотрены основные проблемы, стоящие перед военным образованием, и пути их разрешения.


37.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Э. Ж. Ахметова
Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан
vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: модель педагогической системы, педагогическая квалификация, эффективность и качество учебного процесса в военном вузе
Страницы: 248-252

Аннотация >>
В статье обсуждаются проблемы применения метода моделирования в учебно-воспитательном процессе в военном вузе, рассматриваются основания модели педагогической системы. Особое внимание уделяется проблемам послевузовской профессиональной подготовки преподавательского состава Вооруженных Сил Казахстана.


38.
ФИЛОСОФИЯ СОВЕРШЕНСТВА И ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ

О. П. Кожина1, А. В. Кожина2
1 Красноярский государственный аграрный университет
2 Сибирский федеральный университет
kozhina_olga_p@mail.ru, anastacia_kozhina@mail.ru
Ключевые слова: теория информационной реальности, философия совершенства, философия свободы, модели мира, проекты науки, гностицизм, агностицизм, методы теоретизирования, диалектика, метафизика, типы общества и личности
Страницы: 253-259

Аннотация >>
Статья посвящена юбилею Николая Мефодиевича Чуринова, действительного члена международной Академии ноосферы, члена-корреспондента международной Академии высшей школы, действительного члена Академии социальных наук, председателя диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, члена редакционной коллегии журнала «Философия образования», главного редактора научного журнала «Теория и история», доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени М. Ф. Решетнева.