Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.152.5.73
    [SESS_TIME] => 1711651968
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => be9d5a2b2ba4372646e01887649c3c62
    [UNIQUE_KEY] => 2af67344f8ca3d16df727c359cabd4bd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2012 год, номер 5

1.
ИННОВАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

В. В. Жабина
Саратовская государственная юридическая академия
das-freiheit@mail.ru
Ключевые слова: инновационное общество, инновационная система, инновационная личность, обновление инновационного общества, социальный предел инновационного общества, образование в инновационном обществе
Страницы: 4-12

Аннотация >>
В статье проанализирована специфика инновационного общества как объекта социально-философского познания. Автор уделяет особое внимание инновационной системе, являющейся отличительным критерием и основой инновационного общества. Представлено исследование процесса развития инновационного общества, в рамках которого автором рассмотрены процессы обновления и предела инновационного общества. Особое внимание автор уделяет образованию в инновационном обществе и отмечает преимущество открытого образования. В заключение автор делает вывод о перспективах развития социальной философии: о ее усложнении в результате социально-философской концептуализации инновационного общества.


2.
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «НАУЧНАЯ ШКОЛА» КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ

З. А. Демченко
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова
dza.nw@yandex.ru
Ключевые слова: научная школа, концепция структурного содержания научно-образовательной школы, парадигмальный подход к формированию научной школы
Страницы: 12-20

Аннотация >>
В статье рассматриваются концепция и стратегия нового направления в организации, управлении и развитии молодежной науки и кадровой политики посредством мотивации студентов младших и последующих курсов к занятиям научно-исследовательской работой с позиции системно-деятельностного, компетентностного и ценностно-смыслового подходов; уточнены характеристики студентов на этапе подготовки их к будущей профессиональной деятельности и непрерывному профессиональному образованию.


3.
МОРДЕНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБЩЕСТВЕ: ВСЕОБЩЕЕ, ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В. И. Панарин
Новосибирский государственный аграрный университет
idpo@ngs.ru
Ключевые слова: образование, традиционное общество, модернизация общества, глобальное и региональное
Страницы: 20-28

Аннотация >>
Автор обращается к модернизационным процессам в образовании и в обществе. В системе образования особенно отчетливо видны процессы происходящего усвоения и усложнения важнейших перемен в обществе. Обосновывается, что образование в модернизации общества - это системообразующее понятие. Утверждается, что образованность и воспитанность молодого поколения являются ресурсом развития общества. Автор делает вывод о том, что именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив общественного развития.


4.
РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ

Е. О. Подолько1, С. И. Филиппченкова2
1 Тверской государственный технический университет
2 Тверская государственная медицинская академия
pif1997@mail.ru, sfilippchenkova@mail.ru
Ключевые слова: личность, констелляция элит-качеств, личностный потенциал, рекрутирование элиты, практические экспектации
Страницы: 29-35

Аннотация >>
В статье показано, что постмодернистской модели элитарного сознания отвечают представления российской молодежи об элите. С помощью опроса и психологической диагностики выявлена констелляция элит-качеств у студентов и аспирантов вузов, у представителей «действующей» элиты. В статье обосновывается возможность расширения личностного потенциала, формирования тех субъектных и личностных элит-качеств, которые удовлетворяют требованиям по изменению роли элиты в условиях новых вызовов и рисков. Результаты исследования представляют интерес в плане решения проблемы рекрутирования элиты в России в эпоху «экономики знаний», установления новой системы выдвижения лучших людей; кроме того, они необходимы для разработки образовательных программ, психолого-педагогических технологий по выявлению и инициированию личностной и субъектной активности.


5.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В. В. Орлова
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
orlova_vv@mail.ru
Ключевые слова: самодетерминация, саморегуляция, автономия, общество, личность, инновационная среда
Страницы: 35-40

Аннотация >>
В статье излагаются методологические аспекты социальных практик молодежи на основе системного подхода в контексте инновационных процессов, рассматриваются факторы инновационной среды как основания самодетерминации и саморегуляции молодежи.


6.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК АДАПТАЦИЯ

В. О. Богданова
Челябинский государственный педагогический университет
verovictory@mail.ru
Ключевые слова: педагогический конструктивизм, конструктивистское философствование, образование как адаптация
Страницы: 41-46

Аннотация >>
В статье раскрываются основные принципы педагогического конструктивизма и обосновывается идея эффективности его применения в теории и практике образования. С точки зрения конструктивизма образование - естественный адаптивный процесс. Адаптация субъекта к условиям окружающего мира выражается в решении жизненно важных задач. Конструктивистский подход в образовании формирует определенный тип поведения и связанную с ним типологию мышления «на результат» в его практическом приложении к будущему. Он ориентирован на формирование привычки к позитивному восприятию действительности, к открытости всем способам деятельности в ней, то есть на активную жизненную позицию.


7.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ

В. Н. Турченко1, Р. Н. Шматков2
1 Новосибирский архитектурно-строительный университет
2 Сибирский государственный университет путей сообщения
otechestvo-stu@mail.ru, srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, онтологические проблемы, гносеологические проблемы, социальная философия
Страницы: 46-54

Аннотация >>
Настоящая работа посвящена исследованию онтологических и гносеологических проблем качества высшего образования с позиций социальной философии. Основная онтологическая проблема качества высшего образования в современной России заключается в противоречии между общественно необходимым и фактическим качеством профессиональной подготовки большинства выпускников высшей школы. Основная гносеологическая проблема состоит в том, что теоретические понятия общественно необходимого и фактического качества профессиональной подготовки выпускников высшей школы пока не получили философско-методологического осмысления, достаточного для их эмпирической интерпретации. Подлинно национальные стратегические цели качества высшего образования заключаются в сбережении и всемерном развитии жизненных сил нации, в обеспечении суверенитета и целостности страны, использовании ее ресурсов во благо большинства населения России.


8.
АНТРОПОХОЛИЗМ И АНТРОПОПАРЦИАЛИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Е. В. Ушакова1, Н. В. Кулипанова2
1 Алтайский государственный медицинский университет
2 Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств
foaushakova@bk.ru, foaushakova@bk.ru
Ключевые слова: философия человека и философия образования, антропоцентризм в образовании, антропологические парадигмы образования, антропохолизм, антропопарциализм в образовании
Страницы: 54-61

Аннотация >>
В статье показаны разные типы систем образования - целостного гражданского и поляризованного элитарно-массового, которые принципиально различаются содержанием и сущностью. Применен антропологический подход к образованию, поскольку по своей сути образование антропоцентрично. Но человек в разных типах образовательных систем предстает по-разному. Формируются полярные парадигмы антропохолизма и антропопарциализма в образовании. Компетентностный подход представляет парадигму антропопарциализма, основан на либерально-рыночном экономическом детерминизме, ведет к разрушению целостной системы отечественного профессионального образования.


9.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕНДЕНЦИИ И РЕШЕНИЯ

О. Т. Лойко
Томский политехнический университет
loyko2011@yandex.ru
Ключевые слова: ценность, образование, компетентностный подход, толерантность
Страницы: 62-69

Аннотация >>
Автор анализирует проблему ценностных ориентаций в российской и американской системах образования. Образование представлено как актуальный, постоянно развивающийся феномен современного глобального сообщества. Рассматривая образование в контексте культуры, автор выделяет его общекультурные функции. Сравнительное исследование образования наиболее полно реализуется в компетентностном подходе, ориентированном на получение навыков владения новыми знаниями с их последующим практическим применением. Показана альтернатива столкновения ценностных установок в образовании, реализуемом в процессе формирования толерантного сообщества.


10.
АКСИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: «ИЩУ ЧЕЛОВЕКА!»

С. В. Борисов
Челябинский государственный педагогический университет
borisovsv69@mail.ru
Ключевые слова: ценности, сознание, культура, образование, воспитание
Страницы: 69-77

Аннотация >>
В статье обосновывается утверждение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, воспитание свободы. Это помощь в тех видах деятельности, которые связаны с взаимодействием людей, одни из которых помогают другим измениться к лучшему, усовершенствоваться. Следовательно, материал образовательных предметов - это лишь средство для прояснения личностного смысла, интересов и забот учащихся.


11.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ

Т. А. Павлова
Алтайский государственный университет
tapavlov@ mail.ru
Ключевые слова: свобода человека, социальная безопасность, взаимосвязь свободы и социальной безопасности, человек, общество
Страницы: 77-84

Аннотация >>
Цель статьи - изучить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека, установить взаимосвязь категорий социальной безопасности и свободы человека в социуме. Если другие категории, относимые к понятиям вечных ценностей, более или менее определимы каждым человеком внутри его сознания, духовности, то проблема взаимосвязи социальной безопасности и свободы человека в социуме всегда кажется недостижимой. Проявляясь в различных сферах жизнедеятельности, данные категории всегда остаются ценностями для человека, определяя его жизнь в обществе.


12.
ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

М. Ф. Кузнецова
Сибирский федеральный университет
mfkuznecova@mail.ru
Ключевые слова: национальная безопасность, национальная система образования, научная школа, культура, цивилизация, образовательные институты, университет, модель мира, общество
Страницы: 85-90

Аннотация >>
Статья посвящена анализу проблемы национальной безопасности в научно-образовательном пространстве. Рассматриваются угрозы развитию образовательных институтов в современном глобализирующемся мире. Автор показывает необходимость соответствия типов (моделей) высшего образования исторически сложившемуся типу социальности, модели мира. Обосновывается актуальность социально-философского и философско-методологического осмысления реформирования высшего образования и его институтов.


13.
ДИАЛОГ МИРОВОЗЗРЕНИЙ - ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

С. В. Камашев
Новосибирский государственный педагогический университет
kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: глобализация, диалог культур, диалог мировоззрений, мировоззренческая безопасность, общественное бытие, цивилизация
Страницы: 91-97

Аннотация >>
Автор обращается к мировоззрению в условиях глобализации. Диалог мировоззрений рассматривается как условие безопасного развития мировой цивилизации. Обосновывается актуальность сближения мировоззрений Запада и Востока в современных условиях. В статье рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать своего рода посредником между Востоком и Западом в становлении единого цивилизационного мировоззрения. Автор делает вывод о том, что диалог мировоззрений в современном глобализирующемся мире стал необходимой реальностью и является одним из важных условий самосохранения человечества


14.
ПРЕДМЕТ И ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

М. Б. Кусмарцев
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
kirill-2001@rambler.ru
Ключевые слова: предмет патриотического воспитания, образ и смысл Родины, инновационный процесс патриотического воспитания, роль учителя в патриотическом воспитании, этапы становления патриотизма личности
Страницы: 97-103

Аннотация >>
Автор обосновывает понимание российского патриотизма как основы консолидации общества, достижения социальной стабильности и поступательного развития российского общества. Исходя из результатов научного анализа, автор анализирует современное понимание предмета патриотического воспитания, его структуру как основу конструирования процесса патриотического воспитания. Функции, реализуемые патриотическим воспитанием в процессе социального воспроизводства, выступают ориентирами отбора содержания патриотического воспитания, интегративными факторами структурирования инновационного процесса и определяют логику патриотического воспитания в современном образовании.


15.
ЗНАЧЕНИЕ ДИСКУРСА СЕКСУАЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФЕНОМЕНА ЛЮБВИ)

О. И. Николина
Омский государственный педагогический университет
olga_nikolina@mail.ru
Ключевые слова: дискурс сексуальности, воспитание, постмодернистская философия
Страницы: 103-109

Аннотация >>
В статье рассматривается проблема трансформации дискурса сексуальности в рамках постмодернистской философии. Автор анализирует две стратегии воспитания человека: первая стратегия основана на запрете, вторая - на усилении желания.


16.
ДЕВИАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СЛЕДСТВИЕ НЕУДАЧНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И «ШОКОВЫХ» РЕФОРМ В СЕРЕДИНЕ 90-х

В. А. Емельянов, В. А. Емельянов
Челябинский государственный университет
emelyanov_v@inbox.ru
Ключевые слова: молодежь, молодежные объединения, организации, движения, Россия, «шоковые» реформы, девиация, наркомания, алкоголизм, преступность
Страницы: 110-113

Аннотация >>
В статье рассматриваются последствия социально губительных «шоковых» реформ российской экономики в середине 90-х, повлекших за собой критическое понижение уровня жизни всех слоев населения, особенно в такой незащищенной группе, как молодежь. Приведены примеры возрастающей девиации молодого поколения в данном периоде: рост уровня наркомании, алкоголизма и молодежной преступности.


17.
ФИЛОСОФСКО-ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в. В МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

И. В. Борисов
Новосибирский государственный университет
igbor@ngs.ru
Ключевые слова: онтология самоопределения личности, парадигмальная характеристика философского иррационализма, доктринальное сознание
Страницы: 113-121

Аннотация >>
Статья посвящена критическому анализу философско-мировоззренческих оснований творчества Ф. Достоевского и Л. Толстого. Целью анализа является разработка возможностей парадигмального анализа, позволяющего рассматривать философские идеи в их единстве с художественным, мировоззренческим и идеологическим контекстом эпохи. Автор, обращаясь к работе известного русского писателя В. В. Вересаева «Живая жизнь», показывает, что последняя представляет собой целостную реализацию неклассической антиметафизической онтологии. Одновременно в ней ставится вопрос о связи между указанной онтологией и мироотношенческими диспозициями этих писателей. Эти и другие особенности работы позволяют, по мнению автора, рассматривать ее в качестве возможной пропедевтики в историю философской мысли конца XIX - начала XX в.


18.
ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МАТЕМАТИКЕ

А. А. Каравка
Новосибирская государственная академия водного транспорта; Новосибирский государственный педагогический университет
007desperado@1nsk.ru
Ключевые слова: философские и психолого-педагогические аспекты, формы и виды дидактических игр, нравственное воспитание
Страницы: 122-127

Аннотация >>
Целью данной статьи является описание роли философских и психолого-педагогических аспектов дидактической игры при решении задач на построение. С учетом данных аспектов происхождения игры и закономерностей воздействия игровой деятельности на ребенка в статье рассматриваются различные формы и виды дидактических игр, которые облегчают процесс усвоения знаний и направлены на развитие познавательного интереса, умения учащимися анализировать представленную информацию, работать как самостоятельно, так и в группах. Учет указанных аспектов служит средством нравственного воспитания учащегося, на что направлен федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Опираясь на программу
формирования и развития информационно-компьютерной компетентности обучающихся, следует разрабатывать дидактические игры посредством информационных технологий.


19.
ПОТЕНЦИАЛ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ КАК ОСНОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Н. П. Чупахин
Томский государственный педагогический университет
chnp45@mail.ru
Ключевые слова: актуализация, знания, культурный мир, образование, потенциальные и актуальные возможности
Страницы: 127-132

Аннотация >>
Образование как результат (культурный мир человека) и как процесс (построение этого культурного мира) изучается в философской парадигме мира потенциальных и актуальных возможностей. Проблемы мировосприятия, миропонимания, мировоззрения и мироосвоения культурного мира соответствуют, согласно авторской концепции смыслообразования, четырем параметрам (N, B, G, A) смыслоопределения. Сущностью объекта образования является знание, а культурным миром образования - система: культурный мир личности, культура образования и образовательная культура. Смысл модернизации образования - в актуализации потенциальных возможностей знания G до его истинности, в том числе науки А, образовательных процессов B, воспитания культурной личности N.


20.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ*

Т. В. Чапля
Новосибирский государственный педагогический университет
iigso@mail.ru
Ключевые слова: социальная информация, ценность информации, полезность информации, качество информации, старение информации
Страницы: 133-141

Аннотация >>
Автор анализирует понятие и ключевые параметры ценности информации на примере сравнения таких ее качеств, как новизна, ценность, полезность, истинность. В статье определяются ценностные характеристики научной, эстетической, этической, идеологической, социально-политической, экономической и другой информации с точки зрения субъектно-объектного подхода. Исследуется взаимосвязь ценности информации с целями и потребностями субъекта.


21.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ТОТАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Е. А. Коновалова
Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации (филиал)
elenakon26@mail.ru
Ключевые слова: информатизация, фундаментализация, непрерывное образование, информационная культура, информация
Страницы: 141-146

Аннотация >>
Автор рассматривает процессы трансформации, происходящие в современном информационном обществе и их влияние на цели и задачи образования. В статье анализируются изменения в содержании образования, вызванные процессом информатизации, обосновывается необходимость формирования информационной культуры, фундаментализации и гуманитаризации образования. Таким образом, выявлены наиболее важные аспекты изменений в содержании современного образования.


22.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

П. М. Фишов
Новосибирский государственный технический университет
p.n.03@mail.ru
Ключевые слова: видеоигры, образование, мультимедиа, кинопроизводство, кинематограф
Страницы: 147-153

Аннотация >>
В статье рассматриваются интерактивные медиатехнологии с позиции средства передачи информации с высокой удельной информативностью, что на данный момент является важнейшим параметром в вопросах коммуникативного процесса. Проведен обзор происходящих изменений в социуме, вследствие чего возникает потребность в формировании нового механизма передачи сообщения, который бы отвечал современным требованиям.
Образовательный процесс рассматривается с позиции индустрии интерактивных медиатехнологий; представлен концептуальный план по созданию интерактивного методического пособия для подготовки специалистов в сфере социально-массовых коммуникаций.


23.
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

А. Р. Чепиль, М. Г. Анемподистова, Г. С. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в г. Нерюнгри
iamsuny@yandex.ru
Ключевые слова: инновационное образование, современные образовательные технологии, дистанционные образовательные платформы, личность тьютора, информационно-образовательная среда
Страницы: 154-157

Аннотация >>
В данной статье авторы анализируют формы современного информационного обмена, рассматривают возможности реализации обучения иностранному языку посредством дистанционных образовательных платформ, а также акцентируют внимание на формируемой посредством данных технологий образовательно-информационной среде. Особое внимание уделяется реализации личностно-ориентированного подхода, обсуждению вопроса об информационных правах и обязанностях учащегося и соответствующей ответственности преподавателя.


24.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Т. В. Хомченко1, И. Л. Беленок2
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 Новосибирский институт повышения квалификации и подготовки работников образования
homchenkotv@ngs.ru, homchenkotv@ngs.ru
Ключевые слова: информационная компетентность, заочное и дистанционное обучение, информационные технологии, педагогическая поддержка, форум, дистанционные технологии обучения
Страницы: 157-165

Аннотация >>
Статья посвящена описанию технологии формирования информационной компетентности будущего учителя в условиях заочного и дистанционного обучения. Авторы указывают на актуальность разработки указанной технологии, анализируют условия, средства, методы и формы организации учебного процесса, при применении которых переход на более высокий уровень сформированности информационной компетентности будет более эффективным.


25.
ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Н. В. Латова
Институт социологии
latov@mail.ru
Ключевые слова: менеджмент образования, использование информационных технологий, демократические институты в вузах, социальное неравенство
Страницы: 166-173

Аннотация >>
В статье анализируется опыт одного из ведущих российских вузов (Государственный университет - Высшая школа экономики) по контролю над организацией учебного процесса при помощи интернет-сервиса «Выразительная кнопка», постоянно поддерживающего обратную связь руководителей подразделений вуза со студентами. Автор делает вывод, что этот метод способствует повышению эффективности организации учебного процесса, но он работает только при условии доминирования в вузе демократической культуры взаимоотношений и при активном внимании руководства к этому методу контроля.


26.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

С. А. Нелюбов
Региональная организация общероссийского профсоюза образования г. Новосибирска
nsa@nios.ru
Ключевые слова: профессиональная управленческая деятельность, руководитель образовательного учреждения, рефлексивность, субъектность
Страницы: 173-181

Аннотация >>
Автор анализирует сущность и особенности профессиональной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. В статье представлена специфика деятельности руководителя образовательного учреждения, отличающаяся от деятельности руководителя предприятия. Кроме того, актуализируются особенности структуры и характеристики профессиональной управленческой деятельности руководителя, сформулировано его обобщенное определение


27.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ (по материалам доклада В. В. Миронова)

А. В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет
pugachev-1967@mail.ru
Ключевые слова: образовательная политика государства, институты в области образования, интересы общества, модель развития образования
Страницы: 181-186

Аннотация >>
В статье рассматриваются политические аспекты характеристики существующих и вновь образуемых институтов в сфере образования, изложенной в докладе В. В. Миронова. На основании результатов анализа политических аспектов институализации в области российского образования автором делается вывод о том, что неуспешность и затяжной характер проводимых в области образования реформ обусловлены расхождением государственной политики в данной области с интересами большинства населения страны.


28.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННЫХ ЭВАЛЮАЦИИ

М. В. Гуськова
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
dep06@obnadzor.gov.ru
Ключевые слова: система эвалюации, компетентостный подход, количественные методы, модели оценивания компетенций
Страницы: 186-193

Аннотация >>
В статье подчеркнута актуальность проблем развития математизации педагогических процессов и исследований в России и за рубежом, описана специфика применения количественных методов оценки в системе эвалюации. Показаны возможности применения корреляционно-регрессионных подходов для целей анализа совокупности объектов эвалюации, которые являются однородными в отношении оцениваемых признаков или явлений. Кроме того, определены направления использования различных моделей для описания взаимосвязей между наблюдаемыми переменными (признаками) (регрессионные, многоуровневые, смешанные многомерные, латентные, путевого, многофакторного анализа и др.).


29.
КОНВЕРГЕНЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В. А. Вакаев
Алтайская государственная педагогическая академия
vlad_vak75@mail.ru
Ключевые слова: социализация, конвергенция, мировоззрение, русский космизм
Страницы: 194-199

Аннотация >>
Цель статьи - исследование возможностей конвергенции религиозного и научного мировоззрений в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Автор предлагает изучать данный вопрос с позиций социальной философии, анализируя процесс эволюции системы социализации с точки зрения диалектического закона отрицания отрицания, выделяя доиндустриальную и индустриальную системы социализации в качестве диалектических противоположностей, сменяющих одна другую. Новый этап развития представляет собой синтез, конвергенцию элементов двух предшествующих систем, в частности объединение религиозных и научных знаний в процессе обучения. В качестве научно-методологической основы данного объединения автор предлагает рассматривать идеи русского космизма.


30.
ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ КУРСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С. А. Ан
Алтайская государственная педагогическая академия
S.an2010@yandex.ru
Ключевые слова: духовно-нравственная ценность, религиоведческие курсы
Страницы: 199-207

Аннотация >>
Цель статьи - обозначить проблему ценностей, значимости введения новых религиоведческих дисциплин в общеобразовательные учебные заведения. Анализируется важность установок Министерства образования РФ с позиции духовно-нравственного воспитания молодежи. Содержание новых религиоведческих курсов рассматривается в свете реализации свободы совести личности, формирующейся в государственной общеобразовательной школе. Поднимается вопрос о взаимоотношении государства и РПЦ в современной жизни России, выявляются некоторые неясные позиции с той и другой стороны по отношению к преподаванию основ православной культуры в государственной школе.


31.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕФОРМАЦИИ

А. О. Карпов
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
apfn@mx.bmstu.ru
Ключевые слова: знание, познание, религиозная Реформация, эпистемические сообщества, педагогическая программа
Страницы: 207-215

Аннотация >>
В статье рассмотрены когнитивные особенности периода религиозной Реформации, в основе которых лежит изменяющееся отношение к знанию и познанию, формирующее новые эпистемические сообщества. Приведены примеры педагогических программ как религиозного, так и научно ориентированного типа. Показаны механизмы становления науки и образования Нового времени.