ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
В.Н. Турченко1,2, Р.Н. Шматков3
1Новосибирский архитектурно-строительный университет, Новосибирск otechestvo-stu@mail.ru 2Институт развития образовательных систем РАО 3Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск srn-travel@mail.ru
Ключевые слова: качество высшего образования, онтологические проблемы, гносеологические проблемы, социальная философия
Страницы: 15-24 Подраздел: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Аннотация
Настоящая работа посвящена исследованию методологических особенностей онтологических и гносеологических проблем качества высшего образования. Проводится анализ диалектической и феноменологической парадигм философии образования. Диалектическая парадигма не игнорирует и не абсолютизирует субъективные стороны функционирования образовательных систем, но учитывает обусловленность их, в значительной степени, объективными (духовной и материальной) сторонами общественной жизни. Причем данная взаимосвязь не однозначна, а имеет диалектический характер, проявляясь лишь в конечном счете, при рассмотрении событий в достаточно широких интервалах исторического времени. Феноменологическая (или постмодернистская) парадигма принимает субъективные отражения объективной реальности за саму объективную социальную реальность. Следовательно, даже к классической науке, признающей объективное (то есть независимое от ощущений и мнений исследователя) существование объектов исследования, эта парадигма имеет лишь формальное отношение. Тем не менее, именно она служит методологической основой абсолютного большинства современных исследований образовательных систем.
|