Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.226.141.207
    [SESS_TIME] => 1711668982
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 444d7d326ed59d8a2f84b16f5b5dd786
    [UNIQUE_KEY] => 5117caa0a5638422127f99b7dcecc087
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Духовно-практическая доминанта русского просвещения и его византийские истоки

С.В. Котина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, Набережная Реки Мойки, 48
cveta2004@yandex.ru
Ключевые слова: древнерусская письменность, греческая патристика, духовно-практический характер знания, риторико-гомилетическая традиция, агиография, антропоцентризм русской философии
Страницы: 83-93

Аннотация

В статье рассматривается проблема воздействия восточнохристианской цивилизации на формирование просвещения в Древней Руси, при этом особое внимание уделяется сопоставлению характера древнерусского словесного творчества и византийской литературно-богословской и философской традиции. Восточнохристианская традиция, которую старшие славянофилы считали основой русского духовного и умственного развития, обладая многовековым опытом философской рефлексии, сформировала достаточно сдержанное отношение к возможностям человеческого разума. Греческая патристика нашла сбалансированную позицию между античным рационализмом и библейскими нравственными постулатами, при этом значение философских учений не исключалось, но ограничивалось в применении к духовно-практической сфере. Философия определялась как истина относительная, служащая средством к утверждению высшего начала. В сравнении с западным христианством, где сферы применения разума и веры находились в несколько ином соотношении, греческая патристика не была склонна доверять рациональным аргументам смысла основополагающих нравственных убеждений. Западная церковь, наоборот, проявила свою специфику в склонности строить вероучительные догматы на формально-логических выводах разума. Наследие латинской языческой культуры как непропорциональное устремление к формализации никогда не было изжито в западном мышлении, несмотря на то, что римская этическая и общественная системы потерпели поражение в столкновении с антропологическими идеалами христианства. Идентичность русской культуры византийскому наследию - постоянный предмет междисциплинарных полемик и исследований. Действительно, на первых порах в древнерусском сознании богословские и философские достижения византийского христианского эллинизма воспринимались очень пассивно и в незначительном объеме, гораздо активнее происходило восприятие эстетических аспектов восточного христианства. Возможно, говорить о прямом историческом сопоставлении древнерусской книжности и византийской традиции просвещения не слишком корректно: проникновение интеллектуальных традиций измерения эллинизма в культуру, которая только что обрела собственный алфавит, представляется достаточно сложным процессом. Автор подчеркивает, что основным приоритетом развития русского просвещения является ориентация на нравственно-практическую ценность знания, имеющая предпосылкой византийское наследие. Влияние греко-византийской культуры на Русь проявлялось не столько на богословско-философском уровне, сколько в сфере воплощения системы ценностей, а выбор ценностных координат остается одной из важнейших задач современного образования.