Историософские идеи евразийства в свете поиска аксиологических оснований в построении инклюзивного образования
Е.В. Никитенко
Новосибирский государственный технический университет rsgilab@rambler.ru
Ключевые слова: евразийство, инклюзивное образование, симфоническая личность, историософия евразийства
Страницы: 183-192
Аннотация
Статья посвящена поиску и анализу аксиологических оснований инклюзивного образования в России, которые усматриваются в историософии евразийства. Автор показывает, что, вырабатывая собственные ценностные основания в построении модели инклюзии в России, можно опираться на евразийскую идею симфонической личности. Существующие в философии онтологические основания в разной степени закладывают принципы взаимоотношений людей в обществе. Для Н. Лумана и Ю. Хабермаса коммуникация выступает в качестве условия взаимодействия субъектов в обществе, в котором значение приобретает, по Н. Луману, не только факт передачи информации, но и восприятие информации аналогичными языковыми средствами. Т. Парсонс указывает на важность явления взаимопроникновения, взаимообмена, которое возможно между системами. Стабильность взаимопроникновения определяет и самодостаточность общества. Евразийский вариант онтологии человеческих отношений связан с идеей единства многообразия, выступающего в качестве условия реализации личности, а также с признанием важности каждого субъекта, образующего это единство. Выделив евразийский культурно-исторический тип, евразийцы провозглашают его особым миром, сущность которого скрыта в симфонической личности. Полифоничность евразийской культуры как раз и определяет ее как соборную или симфоническую личность. В практической плоскости инклюзивное образование в России сталкивается с рядом проблем: неготовностью «здоровых» учащихся и педагогов работать вместе с людьми с особыми образовательными потребностями; отсутствием особой психолого-педагогической подготовки, специальных знаний преподавательского состава, которое связано с отсутствием в педагогических программах, методиках преподавания разделов, посвященных инклюзии в образовании; слабой материально-технической базой, которая необходима для осуществления инклюзивного образования, а также неготовностью городской инфраструктуры обеспечить мобильность людям с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации инклюзивного образования, на наш взгляд, ключевое значение имеет психологическая готовность субъектов образовательного процесса принимать людей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимать их не в качестве ограниченных, а как людей с особыми потребностями. И здесь стоит обратить внимание на ценностные ориентиры общества, основу любой перцепции, на то, как мы воспринимаем и относимся к «другим», постепенно закладывая эти новые ценности. Идея симфонической личности потенциально может выступить в качестве онтологического принципа, на котором выстраиваются взаимоотношения в обществе.
|