Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 13.59.122.162
    [SESS_TIME] => 1713500161
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e7dfa50bd680a573e3794e840bd7dfc0
    [UNIQUE_KEY] => 7ecb4d395d02c6d771d926845ca318a4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 4

МИРОВЫЕ РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК СТИМУЛ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Т.В. Сидоренко
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634034, г. Томск, ул. Советская, 84/3
sidorenkot@tpu.ru
Ключевые слова: мировые рейтинги университетов, качество образовательных услуг, рейтинг цитирования, академическая репутация
Страницы: 26-36
Подраздел: РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Статья посвящена проблеме, связанной с попаданием российских университетов на высокие позиции в мировых рейтингах, таких как «Academic Ranking of World Universities», «Times», «QS World University Ranking». Феномен рейтингов можно назвать академической революцией, происходящей в образовательном пространстве всего мира. Деятели всех оттенков политического спектра регулярно ссылаются на рейтинги, рассматривая их как критерий экономической мощи и амбиций; студенты используют их как информационный ресурс при принятии карьерных решений; университеты руководствуются показателями рейтингов как основанием для формирования стратегий развития, а также для саморекламы. Обстоятельства складываются так, что рейтинги делают нечто большее, чем просто определяют уровень деятельности вуза. Они становятся образцом маркетизации и глобализации высшего образования и инструментом борьбы за качество мирового уровня. В статье автор проводит анализ критериев рейтинга QS, а также рассматривает причины, препятствующие попаданию российских вузов в первые строчки рейтинговых таблиц. Автор приводит примеры некоторых инициатив, предпринятых российскими вузами в рамках программы «5-100», которая призвана способствовать созданию максимально комфортных условий для уменьшения разрыва между амбициями и реальными возможностями. Автор поэтапно описывает каждый критерий рейтинга QS и делает попытку прогнозирования вероятности выполнения этих показателей, проводя оценку текущего состояния дел в российских вузах. Результатом анализа являются предложения автора по пересмотру методологии системы высшего образования России и реализации блоков мероприятий, способствующих получению российскими вузами высокой академической репутации среди мировых лидеров рынка образовательных услуг. В заключение автор высказывает идею о том, что при модернизации системы высшего образования необходимо учитывать требования рейтингования, но воспринимать их как некий стимул к совершенствованию системы в целом. Однако не стоит забывать, что поставленные амбициозные цели могут привести к искажению реальности и формированию упрощенных решений, приближающих вузы к формальному получению статуса «лучших». История показывает, что измерение неверных вещей может являться причиной искажения общей картины, способствовать игнорированию серьезных проблем и созданию карточных домиков, несущих мнимое качество образовательных услуг.