РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ
З.Б. Лопсонова
Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Lopsonova@mail.ru
Ключевые слова: модель поликультурного образования, диалог культур, этнотолерантность, социализация, дошкольное образование
Страницы: 138-148 Подраздел: ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
Современный дошкольник растет и развивается в условиях поликультурной, полиэтнической и полилингвальной среды. В статье автор рассуждает о том, что необходимо начиная с дошкольного возраста формировать у детей позитивное отношение к культурному разнообразию мира, который окружает ребенка. Цель статьи - показать эффективность реализации модели поликультурного образования дошкольников на основе идеи развития субъектности ребенка. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу создания условий для развития детской инициативы в различных видах деятельности, возможности самостоятельного выбора способов деятельности в игре, познании, общении с другими детьми. Выстраивание модели образовательного процесса позволяет обеспечить целостность, интегративность, комплексность в процессе решения задач поликультурного образования. В модели поликультурного образования отражены условия, принципы, содержание, технологии и способы оценивания результатов деятельности. Одной из эффективных технологий поликультурного образования, который задает ритм и динамику образовательному процессу в детском саду, автор считает комплексно-тематическое планирование. Серьезное внимание уделяется способам организации культурных практик, где ребенок осваивает позицию субъекта деятельности: учится целеполаганию, имеет возможность проявить активность, взаимодействовать со сверстниками и предъявить продукт совместного творчества. Содержание программы поликультурного образования успешно реализуется в процессе интеграции основного и дополнительного образования, взаимодействия всех субъектов образовательного процесса детского сада. Предъявление результатов совместной деятельности детей и взрослых успешно реализуется в формате событийности, который эмоционально сближает и формирует уклад жизни детского сада. Таким образом, образовательная деятельность современной дошкольной образовательной организации должна учитывать специфику полиэтнического региона, ее культурное разнообразие. Проведенное исследование уровня этнотолерантности дошкольников свидетельствует о том, что дети по природе своей толерантны и открыты для взаимодействия со своими сверстниками другой национальности. Включение ребенка в различные социальные практики можно рассматривать как условие создания социальной ситуации развития в свете требований ФГОС дошкольного образования.
|