Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.223.107.149
    [SESS_TIME] => 1713432043
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f9c4c78cec5bf2a79bf989247f8c17c0
    [UNIQUE_KEY] => f51d683ec41e94166178a387ac2da8fd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2014 год, номер 4

НОВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ БАЗИСА И НАДСТРОЙКИ В ФИЛОСОФСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Р. Ю. Наумов1, Е. В. Ушакова2
1Московский государственный университет культуры и искусств, Москва, Россия
e-mail: roma1_naum@mail.ru
2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Россия
e-mail: foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: новации философского образования, варианты субстанциального подхода к обществу, базис и надстройка, социогенотип и социофенотип, аксиологический базис общества, онтогносеологический анализ, вариативный подход, социогенотип, социофенотип, микроуровень, макроуровень, мегауровень, культурогенез.
Страницы: 129-140

Аннотация

В статье обосновывается проблема взаимодействия традиций и новаций в социально-философском знании и образовании. Ее специфика в данных областях заключается в том, что они непосредственно связаны с кардинальными социально-политическими изменениями, происходящими в обществе. В периоды коренной ломки общественных устоев, как правило, меняется идеология, отбрасываются господствовавшие социально-политические и социально-философские концепции. Отрицание старого часто оказывается простым (уничтожающим), а не диалектическим. Так было и с советской социальной философией, с философским образованием в начале 90-х годов ХХ века, когда ряд публикаций был направлен на полное отрицание потенциала социально-философского знания, наработанного большим количеством ученых в течение советского периода отечественной науки. Авторы считают, что развитие познания, как и мир в целом, подчиняется законам диалектики. Необходим переход к новым знаниям путем отрицания отрицания, с отбрасыванием устаревших догм, но с сохранением творческого «генетического ядра» знаний, созданных предшественниками. В гносеологическом, методологическом, аксиологическом и образовательном аспектах проблема может быть сформулирована следующим образом. Это раскрытие взаимосвязи традиций и новаций в научно-философских знаниях об обществе на пути их дальнейшей интеграции и развития в новых условиях XXI века, а также отражение указанной взаимосвязи и новационных знаний в профессиональном философском образовании. Раскрываются новационные аспекты диалектического анализа формационной концепции, категорий базиса и надстройки, отражающих отношения первичности – вторичности, исходного и производного, на базе синтетического дуализма, системно-философского рассмотрения социальной реальности (объективно-субъективной по сути). Это позволяет рассматривать базис общества как сущностную материально-духовную ценностную характеристику социосистемы, как социокультурный генотип, или аксиологический базис общества. При этом исчезает материально-духовная антитеза базисно-надстроечных отношений, поскольку те и другие оказываются дуальными. Тогда аксиологический базис предстает как материально-идеальный социогенотип общества, «ядро» социосистемы, а надстройка – как материально-идеальный социофенотип, «периферия» общества.