Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.133.147.87
    [SESS_TIME] => 1713240032
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e526067b67db4e2b8c3d3632ecfd029d
    [UNIQUE_KEY] => 926aa87cef2beb554fb8248676f6a7ec
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

1.
Глобальный мир как единая аксиологическая система: проблемы и перспективы

И.А. Пфаненштиль, Л.Н. Пфаненштиль, М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041
IPhanenstil@sfu-kras.ru
Ключевые слова: глобальный мир, принципы цивилизационного интегрированного развития, единая аксиологическая система, аксиологический аспект глобализации, история
Страницы: 5-14
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматривается глобальный мир как аксиологическая система. При этом указывается, что следует учитывать наличие предела оптимизации функционального единства, так как при всей множественности вариаций обмена и распределения продуктов труда между социальными группами их количество всегда конечно, а потому потенциал оптимизации их комбинаций исчерпаем. Качественное преобразование самого множества социальных групп знаменует собой переход от одного типа функционирования к другому, а их последовательность воплощается в процесс чередования организационных эпох, каждая из которых формирует динамику развития своей системы разделения труда. Проблема становления единой аксиологической системы обостряется вследствие неадекватности западной модели глобализации потребностям выживания современного человечества. Его современное состояние можно определить как «цивилизованный» слом или особого типа переходное состояние, где жестко сопряжены относительно новые и весьма опасные процессы: экологический, демографический, антропологический, социально-политический, финансово-экономический, этический, религиозный и другие кризисы. Аксиологический аспект глобализации обнаруживается в том, что одной из устойчивых «сквозных» потребностей, обнаруживаемых во всех известных нам человеческих обществах, является потребность предвидения и предсказания будущего. Она порождается спецификой предметно-практической деятельности, связанной с планированием и проектированием как проявлениями целеполагания. Для того чтобы знание прошлого могло служить основанием для предвидения будущего, необходимо располагать особыми познавательными структурами, то есть специальным логическим механизмом, гарантирующим правильность переноса информации о прошлом, которого уже нет, на будущее, которого еще нет. Аксиологический аспект современного глобального мира обусловлен тем, что в нашем историческом сознании идея человечества становится конкретной и зримой только в действительной истории, в ее целостности. Здесь эта идея становится прибежищем в тех истоках, откуда к нам приходит подлинный масштаб, когда мы оказываемся беспомощными, потерянными перед лицом катастрофы, уничтожения всех защищавших раньше привычек мышления. Аксиологическое единство глобального мира детерминировано общим ходом развития всех народов, вовлеченных в движение истории, поскольку существуют единые тенденции к росту и прогрессу, хотя в отдельные периоды истории развитие может замедляться.

DOI: 10.15372/PHE20150301


2.
Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях

О.О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
andronnikova_69@mail.ru; andronnikovaO@gmail.com
Ключевые слова: геополитика, глобализация, безопасность образовательной среды, виктимность
Страницы: 14-22
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Данная статья посвящена вопросам безопасности образовательного пространства в современных геополитических условиях. Цель статьи заключается в анализе современного состояния развития взаимодействия геополитики и глобалистики и его влияния на систему образования в России. В статье представлен анализ основных изменений, связанных с трансформацией современного общества, выявлены виктимные влияния процессов глобализации на население и социальные институты России. Раскрыта специфика психологического подхода к изучению вопросов влияния геополитики на мировое сообщество. Представлен подход, рассматривающий влияние мировых процессов через триаду «глобализация - гегемонизм - геополитика». Охарактеризованы экспансия зарубежных норм и ценностей, их влияние на специфику происходящих социальных процессов. Рассмотрены возникающие в результате происходящих изменений угрозы безопасности образовательного пространства как одного из важных социальных институтов. Отмечены качественные изменения в системе российского образования, приводящие к необходимости модернизации системы; риски и угрозы, связанные с геополитическими процессами, приводящими к нарушению безопасности образовательной среды. Охарактеризованы уровни безопасности, выделены критерии для оценки безопасности образовательной среды. При этом отмечено, что безопасность образовательного пространства должна оцениваться с точки зрения модели образования, системы, способной гарантировать качественное обучение, определяющей вектор виктимного или невиктимного развития ребенка. Даны анализ психологической безопасности образовательной среды, ее характеристика, определены факторы становления и нарушения. Состояние образовательной среды, в котором нет психологического насилия во взаимодействии, удовлетворяются основные потребности в личностно-доверительном общении, сохраняется психическое здоровье всех включенных в нее участников, понимается нами как психологическая безопасность. Выделены компоненты, находящиеся в сложной иерархической взаимосвязи и обеспечивающие эффективное функционирование безопасного образовательного пространства, а также специфику формирования культуры безопасности. Обозначены специфические особенности и потребности современного сообщества, определяющие модель развития российского образования с учетом обеспечения безопасности.

DOI: 10.15372/PHE20150302


3.
Роль высшей школы в реализации антикризисной концепции развития России

Т.А. Ванеева, И.В. Мжельская
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
t.vaneewa@yandex.ru
Ключевые слова: социально-экономическая система, высшая школа, научные исследования, теория и практика, модернизация высшего образования, оптимальное развитие
Страницы: 23-32
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Цель статьи - поиск ответов на вопросы, касающиеся перспектив социального развития России. В настоящее время, когда следует давать объективную оценку реальным путям преобразования РФ, главной задачей становится выявление важнейших факторов национального роста. Роль высшего образования как механизма оптимизации социального развития и бизнес-активности в этом плане необычайно значима. Высшая школа готовит профессиональные кадры, необходимые для развития страны, которые должны обладать прогрессивным мировоззрением на базе этнических приоритетов и национальной стратегии развития, что необходимо для сохранения Отечества в напряженных условиях текущего века. Для противодействия кризисным тенденциям необходимо решительно отказаться от культа рыночной идеологии, выбрать социально значимые ориентиры в развитии общества и вернуться к первостепенным социальным институтам, в том числе к качественному образованию, социально ориентированному воспитанию, гражданской ответственности на базе идеологической составляющей в поведении людей. Восстановить их не просто, но необходимо. Вместо исключительной погони за прибылью в настоящее время следует использовать резервы общества и производства для развития науки, образования, что позволит вывести национальное хозяйство на новый технический уровень и обеспечит новое качество жизни всего населения нашей страны. В этом плане необходимо объединение усилий государства и населения, центра и регионов. Ведь развитие любого цивилизованного общества объективно связано с системой социальных институтов, среди которых ведущим является уровень образованности населения, влияющий на качество построения общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности.

DOI: 10.15372/PHE20150303


4.
Реиндустриализация в обществе риска: миссия университета

В.В. Петров1,2
1Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
v.v.p@ngs.ru
2Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск,630090, Россия
Ключевые слова: постиндустриальное общество, информационное общество, общество знаний, общество риска, реиндустриализация, университет, автономность, управление, образовательная политика
Страницы: 32-40
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В работе акцентировано внимание на доминирующей роли информации и знания в условиях динамично меняющегося социума. Рассмотрены основные концепции современного общества (постиндустриальное - информационное - обществознания - общество риска), выявлено их сходство и различие, обозначены ключевые характеристики, определяющие дальнейшее развитие социума. Показано, что в условиях реиндустриализации системе образования отводится главенствующая роль: именно она должна производить подготовку специалистов, готовых не только работать в новых изменившихся условиях с информацией и знанием, но и производить фундаментальное и прикладное знание. На примере западных обществ обозначены основные принципы организации классического университета и производства фундаментального знания, рассмотрен положительный опыт, позволяющий преодолеть противоречие, возникающее между системой образования и требованиями социума в эпоху перемен. Обосновано, что при соблюдении основных принципов организации образования в условиях реиндустриализации, отечественные университеты имеют шанс выступить в качестве лидера инновационного развития российского общества.

DOI: 10.15372/PHE20150304


5.
Образование и новый подход к обеспечению национальной безопасности

С.В. Камашев1, Н.В. Наливайко1,2
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kvs200@ngs.ru
2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, 630090, Россия
nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: образование, национальная безопасность, глобализация, геополитика, структурные социокультурные изменения, воспитательные концепты, развитие экономики, науки, культуры
Страницы: 40-48
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Российское общество, находясь сегодня в состоянии глубокой структурной социокультурной трансформации, стоит перед необходимостью разработки новых образовательных концептов, отвечающих требованиям развития социума. Переход российского общества к современной фазе развития привел к осознанию того, что смыслы, стереотипы деятельности и поведения, образовательные и воспитательные концепты должны подвергаться полному переосмыслению в изменившихся социальных, политических и других условиях. Специфика отечественного образования в новых геополитических и глобальных условиях, обоснование сущности и содержания национального воспитания - важнейшие для философии образования проблемы, особенно в контексте формирования национальной безопасности современной России. (Это очень важно, поскольку после разрушения СССР в результате Беловежских соглашений баланс сил в мире значительно изменился: мир перестал быть биполярным, а Запад навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России, что грозит непредвиденными последствиями для всего мира). В таких условиях безопасность общества в большой степени обусловлена тем фактором, что образование закладывает наряду с профессиональными навыками и ориентациями основы нравственного, духовного воспитания, воспроизводит социальность (совокупность ментальных и когнитивных программ деятельности человека в глобализирующемся мире). С точки зрения национальной безопасности важнейшей задачей отечественного образования (воспитания) является, с одной стороны, формирование у учащихся предприимчивости, рациональности, способности самостоятельно принимать обоснованные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также мобильности, динамизма, а с другой - воспитание людей, способных стать достойными гражданами России, любящих свою семью, свое Отечество, свое дело, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей; готовых и способных к сотрудничеству и имеющих чувство ответственности за судьбу страны.

DOI: 10.15372/PHE20150305


6.
Мультикультуризм как проблема современного образования в эпоху глобализации

Т.А. Рубанцова
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: мультикультуризм. поликультурность, постмодерн, инновационное образование, конструктивизм, культурологический подход, культурный плюрализм
Страницы: 49-55
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ мультикультуризма как современной тенденции в образовании. В статье раскрывается культурологический подход к образованию, отмечается, что с начала ХХ в. образовательные центры были одновременно и центрами культуры, субъектами ее творчества и потребления индивидом. В современном глобальном мире эти два процесса усложнились и дифференцировались, произошло расчленение единого культурно-образовательного пространства, что при слабости интеграционных процессов привело их к слабому взаимодействию. Прежде всего культурный контекст образования связан с усвоением культурных универсалий, системы языков культуры, выявлением тех доминирующих идей и ценностей, которые являются стимулами развития познания в конкретном направлении. Его соотносят с определенным типом цивилизации. В ХХI в. сформировалось новое мультикультурное пространство образования - это динамичная система различных культурных полей, определившихся в результате взаимодействия субъектов образования, которые являются носителями разнообразного культурного опыта. Раскрываются подходы к постмодернистскому состоянию общества, описывающие новые тенденции в культуре, феномену поликультуризма в современном мире и новому типу образования, который формируется в них.

DOI: 10.15372/PHE20150306


7.
Виртуальные тенденции в глобальном образовательном пространстве: Smart–технологии

И.Г. Борисенко
Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041
i.g.borisenko@yandex.ru
Ключевые слова: информационный процесс, глобализация, виртуальные тенденции, образовательное пространство, Smart–технологии
Страницы: 55-64
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация >>
В статье рассматриваются виртуальные тенденции в глобальном образовательном пространстве. Современное общество находится в русле новой технологической волны на базе нано-, кибер- и прочих инновационных технологий. Одной из составляющих этой волны являются Smart-технологии, Smart-устройства, Smart-ресурсы, соединяющиеся в Smart-системах. Smart-технологии меняют систему образования, что проявляется, в частности, в следующем: во введении принципов обучения в течение всей жизни; применении новейших дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения; облегчении процедур лицензирования и аккредитации. Smart-образование является необходимым условием формирования и развития Smart-общества. Цель Smart-образования - развитие личности человека как субъекта Smart-взаимодействия, а также формирование Smart-компетентности субъектов как составной части их информационной компетентности знаний. Многие вопросы функциональной направленности информационных процессов в современном образовании так или иначе связаны со Smart-образованием, которое способно обеспечить максимальный уровень образования, соответствующий задачам и возможностям сегодняшнего мира; адаптацию молодых людей к быстро меняющимся условиям образовательной среды; гарантии перехода от книжного контента к интерактивному. В связи с этим возникает насущная потребность: уже сегодня необходимо готовить специалистов, обладающих навыками работы в современном Smart-обществе, где совокупность использования специалистами технологических инноваций и Интернета приводит к новому, более высокому уровню общества, что, в частности, проявляется в образовательных, научно-исследовательских и социальных результатах деятельности. Виртуальные тенденции в образовании проявляются также в том, что в настоящее время появляются новые высокие информационно-коммуникативные технологии, электронные услуги, социальные сети, Интернет приобретают глобальный характер, охватывая все сферы жизнедеятельности общества; формируется информационно-коммуникативное единство и многообразие человеческой цивилизации. С помощью средств информатизации возможен доступ каждого человека к различным информационным ресурсам.

DOI: 10.15372/PHE20150307


8.
Мотивационный потенциал взаимодействия коммуникативного и лингвопантомимного факторов в методике преподавания дисциплин, связанных с изучением иностранного языка

В.В. Ерохин1,2, С.И. Везнер1
1Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, Новосибирск, 630114, Россия
2Новосибирский государственный технический университет, пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073
Ключевые слова: мотивация, инновационная методика, иностранный язык, лингвопантомима, коммуникативный подход
Страницы: 65-75
Подраздел: ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье предпринимается попытка раскрыть такие виды мотивационных потенциалов взаимодействия коммуникативного и лингвопантомимного факторов в методике преподавания дисциплин, связанных с изучением иностранного языка, как актуализирующий, организующий, диагностирующий и корректирующий.Актуальность предложенной темы обусловлена, во-первых, тем, что феномен мотивации в учебной деятельности вызывает интерес у многих современных исследователей. Отмечается, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается как «совокупность систем психологически разнообразных факторов, определяющих поведение и деятельность человека». Проблема мотивации (в том числе учебной), несмотря на накопленный опыт осмысления рассматриваемого вопроса, остается остро дискуссионной. Проблема же мотивации к изучению иностранного языка в вузе также не теряет своей актуальности для исследователей. Во-вторых, актуальность обусловлена тем, что в современном вузе повышение учебной мотивации в дисциплинах, связанных с изучением языков - важная задача подготовки как филологов, так и нефилологов. Проведенные нами статистические исследования позволили выявить нескоординированность новых учебных подходов, а главное - недостаточно высокий уровень мотивации со стороны студентов. Опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков и результаты анкетирования студентов неязыковых вузов, итоги проводимых исследований свидетельствуют о недостаточной мотивированности в изучении иностранного языка: две трети студентов воспринимают необходимость изучения дисциплины как важный фактор получения зачета или экзамена; третья часть опрошенных признает необходимость освоения иностранных языков в целях общекультурного развития, но не понимает значимости для будущей профессиональной сферы. Отрицательное влияние оказывает низкий уровень довузовской подготовки студентов. Для решения создавшихся проблем необходимо уделить внимание выявлению факторов, способствующих повышению мотивации. Это касается не только обучения лингвистов, но и нефилологов. Важность задачи возрастает в свете того, что в настоящее время инициированы новые требования к профессиональной подготовке выпускника. В-третьих, актуальность предложенной темы обусловлена и методологическими причинами. Необходимо постоянно работать над методологией, анализировать коммуникативный процесс преподавателя и студентов с точки зрения его эффективности, заниматься корректировкой методической базы. Данный спектр вопросов охватывает предложенная статья.

DOI: 10.15372/PHE20150308


9.
Семантический аспект восприятия иноязычного текста на неязыковых факультетах

Н.Г. Заречнева
Томский государственный университет, пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050
wargone@mail.ru
Ключевые слова: семантика, семантическое поле, понятия «смысл» и «значение» (по Г. Фреге)
Страницы: 75-83
Подраздел: ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье отмечается, что роль дисциплины «Иностранный язык» в современном мире на неязыковых факультетах вузов значительно возрастает, поскольку иноязычное общение в условиях глобальной интеграции становится не только существенным компонентом будущей профессиональной деятельности, но и является одной из наиболее актуальных компетенций специалиста. Еще одним важным условием профессиональной деятельности любого специалиста является работа с информацией, в том числе с иноязычными профессионально ориентированными текстами. Поэтому в настоящее время знание хотя бы одного иностранного языка является жизненно необходимым. Изучение иностранного языка на факультетах естественнонаучных, технических специальностей носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер. Однако в методике обучения иностранным языкам существует проблема отсутствия фундаментально разработанной системы (семантической системности), позволяющей формировать и расширять иноязычное мышление студентов. Статья посвящена использованию метода семантических полей как метода систематизации и описания открытого Н. П. Чупахиным философского процесса смыслоопределения при обучении иностранным языкам студентов неязыковых факультетов. Рассмотрены основы данного метода. Применение такого подхода позволяет усовершенствовать процесс усвоения иноязычных лексических элементов за счет установления связей между языками путем семантизации иноязычной лексики. Модель семантических полей позволяет определить диалектические связи лингвистических единиц и неязыковой реальности. Можно сказать, что семантика изучает смысловую форму информации, то есть семантический аспект - это тип информации с точки зрения ее смысла, содержания. Также в статье рассматриваются понятия «смысл» и «значение» как базисные в теории перевода, входящие в концептуальный аппарат семантического анализа.

DOI: 10.15372/PHE20150309


10.
Проблемы патриотизма и национализма в контексте языка и языкового образования

Л.П. Загорулько
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2, Новосибирск, Россия, 630114
lpzagorulko@list.ru
Ключевые слова: патриотизм, национализм, язык, языковое образование
Страницы: 83-90
Подраздел: ВОПРОСЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Цель статьи - социально-философское исследование проблемы патриотизма и национализма в контексте языка и языкового образования. Актуальность исследования обусловлена той ролью, которую язык, будучи неотъемлемой частью национального самосознания народа, играет в процессе социализации личности. Проблемы языкового образования приобретают особую значимость в современных условиях, так как неадекватная языковая политика государства может иметь катастрофические последствия. Идеологическое влияние системы языкового образования проявляется в том, что она начинает менять взгляды населения. Показательной в этом отношении является современная языковая ситуация, сложившаяся в системе образования на Украине. С точки зрения украинских властей пропаганда украинского языка - это проявление патриотизма, любви к своей Родине, а с точки зрения русскоязычного населения, проживающего на территории Украины, - это проявление национализма в худшем его варианте - фашизме, поскольку украинские националисты через язык формируют враждебное отношение к людям, не говорящим на украинском языке. Таким образом, стирается грань между патриотизмом и национализмом, а пропаганда языка, как показывает этот пример, может носить и агрессивный характер. Язык необходим человеку как дух народа, его мировидение. Политика сохранения национальных языков в некоторых странах на постсоветском пространстве приводит к разделению общества на граждан и неграждан и, как следствие, к внутренним конфликтам. Так, например, жители Приднестровья оказались изгоями в своем государстве только потому, что они говорят на другом языке. По той же, искусственно созданной причине, жители Украины, компактно проживающие в Донецкой и Луганской областях, восстали против притеснения по языковому признаку, «против экспансии духа». Языковое образование может способствовать как укреплению, так и разрушению взаимоотношений между носителями разных языков. Следовательно, необходимо дальнейшее исследование того, как тот или иной язык воспроизводит себя в качестве совокупности отношений в глобальном пространстве существования с учетом всех факторов, определяющих его специфику в тот или иной период развития общества как в онтологическом, так и аксиологическом аспектах.

DOI: 10.15372/PHE20150310


11.
Специфика индивидуальности: одаренность и ее индивидуальные проявления

Т.В. Гудкова, Н.С. Матвеева, С.В. Гейбука
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
gudkovatv@mail.ru
Ключевые слова: одаренность, индивидуальность, способности, стратегии обучения
Страницы: 91-99
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматривается вопрос о многоплановости таких социально-психологических феноменов, как индивидуальность и одаренность. Актуальность данного исследования определяется тем, что уровень общественного сознания приводит к осознанию изменения отношения социума к проблеме индивидуальности человека, возможности реализации его интересов и способностей. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Вопрос о природе индивидуальности, природных задатков, способностей и возможности их развития вызывает интерес у исследователей. Категория индивидуальности используется в разных направлениях не только психологической науки, но и других. Проявление способностей, одаренности, их природа и возможности развития являются предметом изучения различных научных направлений, что ведет к формированию разных методологических исследовательских подходов. Их изучение в разных аспектах позволило выделить структуру и особенности одаренности. В связи с этим отмечается, что структура индивидуальности имеет многоуровневое строение. Показывается, что одаренность представляет собой сложный психофизиологический феномен и проявляется в интеллектуальном развитии, доминирующей роли познавательной мотивации, творческой и исследовательской активности, специальных способностях. По мнению ряда исследователей, источник к пониманию данного феномена находится во взаимосвязи индивидуального и возрастного. Большинство исследователей отмечают, что одаренность - это прижизненно формируемые состояния и свойства человека. Однако подчеркивается значимость социальных условий для успешного развития способностей и одаренности. Особое значение имеет успешная самореализация одаренных детей в социуме, из-за своей неординарности они часто испытывают поведенческие, когнитивные трудности. «Измерение» одаренности позволяет давать ориентировку в индивидуальном интеллектуальном развитии человека. Рассматриваются основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом, к которым относится ускорение и обогащение. В заключение автор указывает, что учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его интеллектуального развития, направленность интересов и склонностей позволяют развивать всестороннюю, творческую личность, что на современном этапе является одной из приоритетных задач по созданию условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и их потенциальных возможностей.

DOI: 10.15372/PHE20150311


12.
Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения в педагогическом вузе

Р.Б. Дондокова
Бурятский государственный университет, ул. Смолина, 24а, Улан-Удэ, Россия, 670000
dondokova64@mail.ru
Ключевые слова: творческий потенциал, гуманистическая парадигма, профессиональная подготовка студентов, креативность, структура креативности
Страницы: 99-107
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье отражены идеи развития творческого потенциала студентов в процессе их профессионально-педагогической подготовки. Творчество в психолого-педагогическом смысле представляется как развитие высших потенциальных возможностей учителя, педагогических ценностей в профессиональной деятельности. Представлен обзор мнений студентов I и II курсов о развитии их творческого потенциала в циклах учебных дисциплин. Анализ результатов показал, что необходимо проводить данную работу с будущими студентами. В процессе развития творческого потенциала студентов нами выделены следующие этапы: мотивационно-ценностный (овладение студентами ценностями педагогического труда, их ориентация на творчество и саморазвитие); творческий (включение в самостоятельное решение творческих педагогических задач в процессе обучения, связанных с различными формами и видами реальной профессиональной деятельности, участие в выездных семинарах, творческих конкурсах и олимпиадах); рефлексивный (анализ собственной деятельности; формирование самооценки и готовности к творчеству в разнообразных видах педагогического труда). Рассмотрены аспекты развития творческого потенциала студентов и выделены педагогические условия его формирования: 1) создание креативной среды, в которой образовательная микросреда оказывает формирующее воздействие на субъекта деятельности, только если она обладает помимо предметно-информационного содержания образцами креативного поведения; 2) побуждение к рефлексивной деятельности. Рефлексия понимается как процедура, включающая анализ мышления или деятельности, критическое отношение к ним и поиск нового, что предоставляет человеку возможность самостоятельно принимать решения; 3) диалогизация образовательного процесса. Важность данного условия заключается в том, что личность - это проявление человека в диалоге, поэтому диалогичность субъектов образовательного процесса вуза определяет качество педагогической деятельности и продуктивность процесса формирования профессиональной компетентности учителя.

DOI: 10.15372/PHE20150312


13.
Моделирование и возможности реализации модуля предметной подготовки магистрантов в меняющихся условиях развития высшего образования

Е.В. Андриенко, И.И. Шульга, Н.С. Матвеева, Т.В. Гудкова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
eva_andrienko@rambler.ru
Ключевые слова: высшее педагогическое образование, магистерская программа, психолого-педагогическое образование, модуль предметной подготовки, трудовое действие, образовательные результаты, образовательные технологии
Страницы: 107-115
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
В статье рассматривается актуальная проблема профессиональной подготовки обучающихся в современных условиях модернизации высшего образования, требования к ее содержанию, организации и результатам. Представляется опыт разработки модуля предметной подготовки «Психология и педагогика создания безопасной образовательной среды» для реализации магистерской программы. Данный модуль включен в ОПОП по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика общего и профессионального образования». Обучение в рамках модуля происходит после завершения модуля общекультурной подготовки и части модуля общепрофессиональной подготовки. Модуль нацелен на овладение магистрантами группой профессиональных компетенций, соответствующих профессиональной деятельности. При разработке модуля учитывались следующие взаимосвязанные компоненты образовательных результатов: трудовые действия, компетенции, измеряемые образовательные результаты. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды определена в качестве главного трудового действия с выделением трех профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3+ и профессионального стандарта «Педагог». В статье также описаны соответствующие измеряемые профессиональные образовательные результаты. Содержание модуля составили две дисциплины базового и шесть дисциплин вариативного блоков, позволяющие раскрыть актуальные вопросы педагогики и психологии создания безопасной образовательной среды. Представлена теоретическая подготовка по дисциплинам модуля, включающая концентрированный вид учебной практики. В рамках данного модуля предполагаются новые формы организации работы со студентами (вебинары с участием отечественных и иностранных коллег, виртуальные экскурсии, коллаборативное обучение, консалтинговые консультации, веб-квесты). Освоение оценки модуля предметной подготовки завершается в форме экзамена по модулю, в который включены кейсы и проекты. В статье в качестве примера предлагаются некоторые варианты тестовых и проектных заданий. В заключение приводятся выводы о некоторых значимых факторах эффективности его создания и реализации.

DOI: 10.15372/PHE20150313


14.
Сущность развития сознания в переходные периоды общества: социально–философский анализ кризисных явлений образования

Л.Д. Рассказов
Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, ул. Партизана Железняка, 1, Красноярск, Россия, 660022
Ключевые слова: ведущие силы современности, воспитание, идеология, кризис, кризисное сознание, образование, переходный период общества, сознание, социально-философский анализ, сущность
Страницы: 115-121
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Познание сущности сознания и открытие закона, которому оно подчиняется, являются одними из самых сложных задач философии и социально-гуманитарных наук. Отсюда цель статьи - проанализировать сущность и явления кризиса сознания и образования как взаимосвязанных процессов, формирующих основные противоречия современности. Сегодня в условиях глобализации все чаще говорят о том, что сознание формируется либо правящими социальными группами общества, либо это продукт всей общественной истории. В первом случае сознание - это итог идеологиического воздействия определенного класса, во втором - сознание тесно связано с практикой, от нее зависит и ею определяется. В статье предпринята попытка исследовать сущность сознания и способы его проявления в переходные периоды общества, а также предлагаются методы анализа сознания в условиях кризиса системы образования. Образование в статье рассматривается как ведущая сила современности, которая сегодня нуждается в радикальных качественных изменениях, отвечающих реалиям настоящего. Переходный период обозначил два глобальных противоречия между системой образования общества как культурным социальным институтом и ожиданиями общества от образования. Отставание духовной сферы социума, к которой относится непосредственно образование, от стремительных изменений в экономике ставит вопрос о месте и роли воспитания в учебном заведении. Кризисные явления образования - это не только нечто негативное, разрушительное, но и перспективное, инновационное. С одной стороны, обучение и воспитание корнями уходят в глубины национальной идентичности, с другой - формируют личность учащегося через духовное и рукотворное «делание». В современных условиях требуется сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения, воспитания и администрирования, где дидактические и эвристические компоненты уравновешиваются в своих потенциях, но и обнаруживают при взаимодействии колоссальные резервы психосоматического и духовно-нравственного начала в человеке. Стремительный темп жизни и консерватизм сознания - это проблемные компоненты, противоречия между которыми требуют разрешения в контексте образовательных и общественных процессов в условиях кризиса. Сегодня учебное заведение наряду с семьей является опорным социальным институтом, в котором формируется здоровый, активный индивид и культурная, нравственная личность общества. Учащийся и учащий сегодня - это две ведущие силы самого образования, взаимодействие между которыми должно быть осмыслено обществом, переживающим кризис. В статье автор поднимает вопрос и о труде как способе добывания знания и преобразования мира внутри себя и вокруг себя.

DOI: 10.15372/PHE20150314


15.
Концептуальная модель сознания как самоорганизация монад Лейбница

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко
Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, Красноярск, 660049, Россия
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: Лейбниц — философ Нового времени, монадология, принципы существования монад, спонтанность бессознательного и нелинейность сознания, фрактальность модели сознания и множественность миров
Страницы: 122-132
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация >>
Статья посвящена философско-психологическому анализу модели «Самоорганизация монад Лейбница». Характерной чертой философии Лейбница выступает доктрина о многих возможных мирах. «Мир возможен, если он не противоречит законам логики». В действительном мире добро значительно превышает зло. Эти два понятия взаимосвязаны друг с другом. Существует бесконечное число возможных миров. Самое важное это то, что мир не должен противоречить законам логики. Г. В. Лейбниц высказал предположение, что мир, в котором мы живем «является лучшим из миров». Это как бы следствие, которое вытекает из предустановленной гармонии, ибо миры можно рассматривать с точки зрения логики, а также законов природы. Наш единственный, реальный мир более совершенен по гармонии. Предустановленная гармония выражается в оптимальной архитектонике абстрактного, чувственного и физического миров. Авторы рассматривают «монадологию» в свете синергетической парадигмы, с точки зрения новой постнеклассической парадигмы. При этом делается акцент на процессах самоорганизации первоэлементов и возникновения феномена сознания. Обосновывается, что самоорганизация малых перцепций является основой феномена сознания. В теории Лейбница выделяется уровень бессознательного. Раскрывается гармония реального мира во множестве существующих миров.

DOI: 10.15372/PHE20150315


16.
Объект исследования общественных наук

В.В. Бобров
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
bobrov@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: факторы социального, социальные объекты, процессы и явления, общественные отношения, индивидуальные, социально-групповые и общегосударственные интересы, общественные науки, понятийный комплекс, паспорт специальности
Страницы: 133-146
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В отличие от исследователей естественных наук обществоведы не имеют общепризнанного объекта своих изысканий. Основная причина сложившейся ситуации заключается, по мнению автора, в отсутствии понятийного комплекса, однозначно отражающего признаки существующих социальных объектов, процессов и явлений, что свидетельствует о состоянии предстандарта в общественных науках. В статье проведен анализ причин данного положения и показаны пути его решения. В первую очередь это относится к понятию «социальное», сущность и содержание которого определяется факторами, формирующими «межтелесные» связи между индивидами. К ним автор относит потребности особей в совместной жизнедеятельности, возможности и функции обмена между ними информацией, наличие и социальное назначение лидеров, а также порядок взаимодействия членов сообщества в целях удовлетворения общих потребностей. Указанные факторы социального воплощаются в содержании «общественных отношений», которые являются совокупностью субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, нормативно регулируемых нравами, обычаями, законами и подзаконными актами. В статье рассмотрены доминирующие в общественном сознании представления о некоторых общественных науках, даны научно-практические рекомендации по реализации их социального назначения, сделан вывод о том, что объектом их исследования являются общественные отношения.

DOI: 10.15372/PHE20150316


17.
Комплиментарность межэтнических отношений молодежи России и Монголии в новых геополитических условиях

Д.В. Ушаков
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: межэтнические отношения, установки, молодежь, симпатии, антипатии, комплиментарность, народы, Россия, Монголия
Страницы: 146-153
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В постперестроечный период и эпоху реформ российские политики, ориентируясь на США и европейские державы, занимались внутренними социально-экономическими и политическими проблемами, не обращая особого внимания на своих ближних соседей, в том числе и на Монголию. В условиях слома биполярной системы Монголия также стала выстраивать более независимую политическую линию в отношении России, ориентируясь на более тесные контакты с США, Европой и странами Восточноазиатского региона. Вместе с тем сегодня можно констатировать новый виток взаимоотношений между Монголией и Россией. Особо следует отметить, что в условиях нового многополярного мироустройства контакты России и Монголии развертываются в духе позитивного политического, социально-экономического и культурного сотрудничества. В статье приводятся результаты опросов российской и монгольской молодежи, жителей Новосибирска и Улан-Батора. Если российская молодежь в большей своей массе относится с симпатией к европейским народам, но в меньшей степени к азиатским, в том числе и к монголам, то монгольская молодежь выражает свои симпатии как к европейским, так и к азиатским народам, а в отношении к русским количество симпатий больше, чем к другим народам. Какими эти взаимоотношения будут в дальнейшем, во многом зависит от межэтнических установок, политических ориентаций молодежи обеих стран, от тех ценностных позиций, которые разделяет нынешнее подрастающее поколение и тех приоритетов, которые они воспримут от учителей и родителей.

DOI: 10.15372/PHE20150317


18.
Личность в виртуальном образовательном пространстве

И.Г. Борисенко1, С.В. Камашев2, Т.С. Косенко2, Е.В. Ушакова3
1Сибирский федеральный университет, пр. Свободный, 79, Красноярск, Россия, 660041
i.g.borisenko@yandex.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kvs200@ngs.ru
3Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: глобализация, сложноэволюционная открытая система, личность, виртуальное образовательное пространство
Страницы: 153-161
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Глобализация - это процесс, разворачивание которого происходит буквально на наших глазах, поэтому форма осмысления его должна быть наиболее адекватной и эффективной. Разноплановые по характеру исследования и стилю изложения работы современных исследователей часто объединены общей идеей: глобализация рассматривается как сложноэволюционирующая открытая система, вызывающая множество проблем в мире, от выявления и глубины анализа которых зависит их решение, а значит, и перспективы развития современной цивилизации, в том числе и образования. Конечной целью образовательного процесса в любом случае является личность. Образование как инновационный процесс направлено в будущее и соответственно постепенно приобретает формы опережающего знания, то есть все образовательные технологии будут направлены не на консервацию сложившейся системы ценностей, а на потенциальную востребованность новой информации в будущем. Подобная футуристическая направленность современного глобального образования наряду с положительными инновационными достоинствами может создавать дополнительные сложности в аксиологическом плане. Возможности виртуального образовательного пространства в деле обучения нельзя считать безграничными, что обусловлено, с одной стороны, безличностью компьютерных программ, которые не в состоянии заменить собой в полной мере личность педагога, с другой - появлением психологической зависимости человека от компьютера, проявляющейся в том, что учащиеся начинают отказываться от «реальной» жизни, предпочитая ей виртуальную реальность. Данная проблема ассоциируется с характерными социальными психологическими проблемами и может проявляться по-разному: чрезмерное время, проводимое в сети; увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире; ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве; вялое функционирование в реальном мире и др. В связи с этим определение границ применения компьютера в образовательном процессе является на сегодняшний день более важным, чем выявление его положительных результатов.

DOI: 10.15372/PHE20150318


19.
Геронтообразование: социальная эффективность и личностная значимость

Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Россия,119991
sokhran@gmail.com
Ключевые слова: старение, образование пожилых людей, межпоколенная солидарность, социальная эффективность, личностный потенциал
Страницы: 161-174
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируется геронтообразование как активно развивающаяся сфера образовательной практики, имеющая большое значение для современного общества. Проблема образования пожилых людей приобретает особую актуальность в контексте глобальной тенденции старения населения. Геронтообразование рассматривается как один из путей решения новых социальных, экономических и культурных проблем, связанных со старением населения. Исследуется роль образования пожилых людей в повышении качества жизни индивидов и обеспечении устойчивого развития общества в целом. Образование для «третьего возраста» рассматривается с точки зрения его социальной эффективности и личностной значимости. Показывается его значимость для предупреждения деградации когнитивных навыков и способностей людей старшего возраста, поддержания или увеличения их производственного потенциала, формирования активной социальной позиции пожилых, овладения ими важными социальными компетенциями, снижения рисков социальной изоляции. В статье исследуется значимость геронтообразования для формирования у пожилых людей адекватного понимания смысла и ценности старости как феномена человеческого бытия. Рассматривается концепция старости как естественной стадии жизненного цикла человека, имеющей большое значение для понимания жизни в ее полноте и целостности. Старость - социальный конструкт, поэтому одна из главных задач геронтообразования - помочь пожилым людям осознать положительный смысл старости, отыскать новые пути самореализации, чтобы быть полезными обществу. Образование в этом экзистенциальном аспекте рассматривается как путь преодоления геронтофобии и раскрытия перед человеком новых возможностей и целей в жизни. В последней части статьи акцентируется значение геронтообразования для развития межпоколенного культурного диалога. В заключение делается вывод о том, что социальная эффективность и личностная значимость геронтообразования обусловлены его ролью в процессе решения социальных проблем, связанных с демографическим сдвигом, и удовлетворения потребности пожилых людей в сохранении и развитии продуктивного и творческого потенциалов.

DOI: 10.15372/PHE20150319


20.
Этический кодекс современного высшего образования: к истории проблемы

М.Н. Чистанов, С.С. Чистанова
Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, ул. Ленина, 90, Абакан, Россия, 655017
maratc@mail.ru
Ключевые слова: профессиональная этика, российское академическое сообщество, образование в мегаполисе, коммерческие учебные заведения, провинциальный вуз, этический кодекс, этика высшей школы, этические проблемы высшего образования
Страницы: 174-185
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Данная статья посвящена проблеме создания этического кодекса преподавателя высшего учебного заведения в России. Политические трансформации в нашей стране способствовали неизбежному изменению системы высшего образования. Однако реформа высшего образования не всегда проводилась системно, что привело к глобальным различиям в работе государственных и коммерческих вузов, столичных и провинциальных университетов. В статье подробно рассматриваются противоречия профессиональной этики российского академического сообщества с окружающими социальными реалиями, приводится пример одной из попыток разрешения данных противоречий, а именно создание «Концепции кодекса профессиональной этики образовательного сообщества», предложенной Российским Союзом ректоров в 2012 г. Авторы выделяют конкретные проблемы маленького провинциального вуза, обосновывают причины неэффективности таких вузов. В провинции, где в городе один-два вуза, определяющими качествами преподавателя являются не профессиональные заслуги, а социальные связи. Соответственно, этические проблемы подобного вуза отличаются от этических проблем столичного университета. В статье анализируется процесс становления профессиональной этики как научной дисциплины, обосновываются цели современных профессиональных этических кодексов, которые позволяют каждому индивиду реализовать свой потенциал. Справедливо считается, что профессиональная этика появилась вместе с разделением труда. Но в античное время или в Средневековье этика служила обособлению социальной групппы, подобная «племенная» этика оказывается недееспособной в универсальном обществе, ей на смену приходит личная этика, в которой не было места профессиональным интересам. Так формируется рациональная этика. Здесь требуется построение правильного общества, в котором личность сможет стать счастливой. Именно в таком обществе человек начинает искать общность более крупную, чем семья, но менее глобальную, чем нация, государство. Идеальна для этой цели профессиональная группа. Нормирование поведения в таких группах является началом современной профессиональной этики. Высказывается предположение о предметных областях этики внешних и внутренних отношений преподавателя вуза. Выделяются четыре таких области: первая - преподаватель и учебный предмет, вторая - преподаватель и студент, третья - взаимодействие преподавателя с коллегами по работе, четвертая - преподаватель и научная этика. На каждом уровне могут возникнуть свои этические проблемы, они также подробно описываются в тексте статьи. В заключение предлагается программа по внедрению этического кодекса преподавателя в Хакасском государственном университете.

DOI: 10.15372/PHE20150320


21.
Формирование правосознания в процессе правовой социализации личности в образовании

И.И. Шационок
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
shatsionok@gmail.com
Ключевые слова: правосознание, правовая социализация, социализация, образование, первичная и вторичная социализация, правовая культура
Страницы: 185-191
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ формирования правового сознания у студенческой молодежи в процессе правовой социализации. Раскрываются различные подходы к образованию как к системе, которая имеет несколько функций, ведущей является функция социализации. Образование - это относительно самостоятельная социальная система, целевой функцией которой является передача социокультурных ценностей. Это социальная реальность, где субъекты воспроизводят множественные отношения и связи, выполняя различные функции по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого осуществляется через опыт каждого, то есть через социализацию. Дается определение правосознания, правовой социализации, рассматриваются факторы, способствующие становлению развитого правосознания к студенческой молодежи. Правовая социализация у студентов способствует формированию правосознания у взрослых людей, имеющих небольшой, но жизненный опыт. Она несет в себе свои трудности, связанные с необходимостью найти правильное соотношение между уже присвоенными ценностями и ценностями, следовать которым требуют новые знания и приобретенные навыки. Под правовой социализацией понимается процесс усвоения личностью стандартов нормативного, правомерного поведения. Правовая социализация хоть и осуществляется в русле общей социализации, имеет специфические особенности, исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип государственного устройства, свое представление о праве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в усвоении индивидом норм и правил социального существования в данном обществе. Можно выделить три вида правовой социализации: социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию».

DOI: 10.15372/PHE20150321