Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.129.247.196
    [SESS_TIME] => 1713404903
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 132bcd204eb558d5ac4f95adff26a40e
    [UNIQUE_KEY] => 80b3be1a7b7ee9944308064fcf70bfd3
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 3

Специфика индивидуальности: одаренность и ее индивидуальные проявления

Т.В. Гудкова, Н.С. Матвеева, С.В. Гейбука
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
gudkovatv@mail.ru
Ключевые слова: одаренность, индивидуальность, способности, стратегии обучения
Страницы: 91-99
Подраздел: ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о многоплановости таких социально-психологических феноменов, как индивидуальность и одаренность. Актуальность данного исследования определяется тем, что уровень общественного сознания приводит к осознанию изменения отношения социума к проблеме индивидуальности человека, возможности реализации его интересов и способностей. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Вопрос о природе индивидуальности, природных задатков, способностей и возможности их развития вызывает интерес у исследователей. Категория индивидуальности используется в разных направлениях не только психологической науки, но и других. Проявление способностей, одаренности, их природа и возможности развития являются предметом изучения различных научных направлений, что ведет к формированию разных методологических исследовательских подходов. Их изучение в разных аспектах позволило выделить структуру и особенности одаренности. В связи с этим отмечается, что структура индивидуальности имеет многоуровневое строение. Показывается, что одаренность представляет собой сложный психофизиологический феномен и проявляется в интеллектуальном развитии, доминирующей роли познавательной мотивации, творческой и исследовательской активности, специальных способностях. По мнению ряда исследователей, источник к пониманию данного феномена находится во взаимосвязи индивидуального и возрастного. Большинство исследователей отмечают, что одаренность - это прижизненно формируемые состояния и свойства человека. Однако подчеркивается значимость социальных условий для успешного развития способностей и одаренности. Особое значение имеет успешная самореализация одаренных детей в социуме, из-за своей неординарности они часто испытывают поведенческие, когнитивные трудности. «Измерение» одаренности позволяет давать ориентировку в индивидуальном интеллектуальном развитии человека. Рассматриваются основные стратегии обучения детей с высоким умственным потенциалом, к которым относится ускорение и обогащение. В заключение автор указывает, что учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его интеллектуального развития, направленность интересов и склонностей позволяют развивать всестороннюю, творческую личность, что на современном этапе является одной из приоритетных задач по созданию условий, обеспечивающих развитие одаренных детей и их потенциальных возможностей.

DOI: 10.15372/PHE20150311