Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.206.160.129
    [SESS_TIME] => 1711641551
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 62aa43ac3e6fa855c9018b47607a7479
    [UNIQUE_KEY] => 2774ecdedaa1c00df1e7951ecf41039e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 4

Бессознательный мир идей личности Платона

Ю.Н. Белокопытов, Г.В. Панасенко
Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049
iura.belov@yandex.ru
Ключевые слова: философ античности Платон, идеи, формы, эйдосы, числа - основа вещей, врожденное знание, бессознательный мир, разум, человеческое поведение, ancient philosopher Plato, ideas, forms, Eidos, numbers as the basis of things, innate knowledge, unconscious world, mind, human behavior
Страницы: 156-166
Подраздел: ИЗ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье авторы представляют философско-психологическую интерпретацию идей античного философа Платона. Структуры в виде «идей», «форм», «эйдосов» открыл именно Платон. Он различал реальный мир, где живут люди и мир теней. В основу всех вещей он заложил новое содержание - числа. Платон трактовал человеческое поведение как поведение куклы, которая управляется с помощью нитей: внешних и внутренней (разума). Человеку необходимо сделать выбор нити, которая при управлении человеком делает его добрым, деятельным и высоконастроенным. Специалист по исследованию Платона А. Ф. Лосев выразил платонизм в двух-трех фразах. На основе проведенного анализа философ утверждал, что «центр платоновской философии заключается в понятии Эйдоса и что этот эйдос, как мы говорили выше, обоснован, так сказать, и сверху, и снизу. Сверху он обоснован как порождение сверх-сущего Единого, снизу как лоно, само порождающее из себя путем перехода в становление, Душу, которая как бы заново вычерчивает лик Эйдоса, превращая его в софийный символ и тем самым в модель, в Парадигму, в Демиургию, порождающую в дальнейшем Космос. Отсюда платонизм в сущности есть учение о трех или четырех ипостасях, диалектически развертывающих бытие во всей его целостности, - о Едином, Уме (Эйдосе, Идее), Душе и Космосе. Хотя Платон не пользовался этой терминологией, но предложенная Лосевым формула «всего Платона» есть анализ с использованием обобщающих терминов ядра этой философии. В учении Платона об основных онтологических субстанциях, по мнению Лосева, «Единое» есть ничто. Оно - основа всякого бытия и всей действительности. В нем скрыты не только идеи вещей, но и сами вещи, а также их становление. «Ум» - это одна из способностей Души. Своим предметом он имеет сущность вещей, но не их становление. «Ум» в платоновском понимании есть жизнь в предельном обобщении. «Ум» воплощен в «космосе». «Душа» объединяет Ум вместе с идеями, его составляющими, и телесный мир. «Душа» отличается вечной подвижностью. Она в каждой вещи и во всем «космосе» одновременно. «Космос» - это вечный первообраз или образец, это своего рода организм идеи, а точнее, идея как организм, который находится в космических пропорциях. Дальнейшее развитие первообраза приводит к триаде: тело «космоса», душа «космоса» и ум «космоса». В своих диалогах Платон доказывал наличие врожденного знания.

DOI: 10.15372/PHE20150416