СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.А. Назарова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, г. Новосибирск, ул. Никитина, 155 ma_nazarova@mail.ru
Ключевые слова: социальная идентичность, самопринятие, самоуважение, самоценность, саморуководство, самоактуализация, social identity, self-acceptance, self-respect, self-ability, self-management, self-actualization
Страницы: 48-62 Подраздел: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье исследованы содержательные характеристики социальной идентичности личности в условиях высшего образования, выявлена ее структура, проведен анализ функциональных блоков: базового, личностного и профессионального. В результате сравнительного исследования доказано, что на разных уровнях и формах обучения активизируются различные функциональные блоки социальной идентичности в зависимости от возрастных особенностей, а именно: у студентов очной формы обучения - базисный; у студентов заочной формы обучения и аспирантов - профессиональный и личностный. А также экспериментально определены доминирующие профессиональные типы у разных категорий обучающихся в вузе. Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение в политике, образовании, бизнесе, управлении. В частности, могут быть полезны для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности подготовки специалистов для работы в новых социально-экономических условиях. Данные могут использоваться в учебном процессе, так как дополняют и детализируют разделы социальной, педагогической и возрастной психологии.
DOI: 10.15372/PEMW20150307 |