БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИТАЦИЯ: АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИИ НАЛАНДЫ
И.С. Урбанаева
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, Россия, 670047 urbanaeva@imbt.ru
Ключевые слова: индо-тибетская махаяна, традиция Наланды, буддийская философия, доктрина пустоты рангтонг, постепенный путь, мадхьямика, прасангика, теория достоверного восприятия, философское образование, медитация, Indo-Tibetan Mahayana, Nalanda tradition, Buddhist philosophy, the Rangtong Doctrine of Emptiness, the Gradual Path, Madhyamika, Prasangika, the theory of valid cognition, philosophical education, meditation
Страницы: 199-209 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
В статье поднимается вопрос об актуальности для современного человечества и особенно для России рационалистического содержания индо-тибетской системы буддизма - критической философии, которая «опустошает» реалистическую онтологию и вскрывает гноселогические корни негативных эмоций и поведения, философского образования - знания базовых доктрин буддизма (Четыре благородные Истины, доктрина пустоты рангтонг) и методов однонаправленной и аналитической медитации, посредством которых достигаются глубокие и прочные позитивные изменения сознания. Главная идея состоит в том, что основанная на теории достоверного восприятия Дигнаги и Дхармакирти и в целом философской традиции Наланды «внутренняя» наука буддизма служит теоретической базой постепенного пути совершенствования личности посредством многообразных техник, упорядоченных в обоснованную систему и практически эффективных. Эти знания и техники имеют универсальное значение и применение.
DOI: 10.15372/PHE20150621 |