Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.222.87.38
    [SESS_TIME] => 1711704260
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 75a6295576deba4b5a3e6cecf6e8449f
    [UNIQUE_KEY] => 7df768f8d098a95a14d7b0128b620e82
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 2

ФИЛОСОФСКАЯ ИНФОГРАФИКА - ВИЗИОСОФИЯ: НОВЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДИК В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, 163000, Россия, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: цифровая гуманитаристика, визиософия, визуализация философии, философская инфографика, digital humanities, visiosophy, visualizing of Philosophy, philosophical infographics
Страницы: 196-206
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В статье предложено комплексное описание и философско-педагогическая интерпретация современных программных приложений, ориентированных на представление различных аспектов философии как базы данных, на основе которой можно строить графические визуализации, эффективно производить интерактивный поиск и извлекать новую для системы философских знаний нетривиальную информацию. В статье показано, что в рамках эволюции цифровых средств визуализации философии существует достаточно глубокий изоморфизм между интеллигибельной деятельностью по построению философских сетей и способами их визуализации. В статье производится сравнение цифрового и других способов (художественно-изобразительного, таблично-схематического) визуализации философских знаний. Прослеживается особый прикладной путь цифровой визуализации, соответствующий современным изменениям методик экспликации сетевых структур философского знания, в рамках которых филиация философских идей и понятий выступает в новом, ранее скрытом от глаз исследователя виде. Выбор цифровой визуализации философии в качестве ключевого предмета исследования обосновывается, с одной стороны, новизной подхода, который предлагает присущую компьютерным технологиям возможность ускорять распознавание и извлечение новых знаний из различных баз данных (в нашем случае философских), с другой - отсутствующей целостной на данный момент времени философско-педагогической рефлексией над этим методом. В качестве ведущей парадигмы автор использует общую идейную установку цифровых гуманитарных наук (Digital humanities), а также подход, известный в западной интеллектуальной традиции как панкомпьютационализм, предполагающий активное использование в процессе преподавания философии автоматизированного обучения (CAI - computer-aided instruction (англ.)). Делается вывод о необходимости экспликации сущности и условий цифровых методик визуализации философии, при которых данные, полученные из различных баз данных, могут считаться подходящими для нужд философского анализа. В условиях трансформации системы образования, а также возрастающей роли площадок массового онлайн-образования в работе показана актуальность так называемого «вычислительного поворота» (computational turn) как в рамках развития традиционных разделов философии, так и ее преподавания, причем автор статьи придерживается мнения, согласно которому панкомпьютационализм является лишь важным дополнением к традиционной философской работе конкретного исследователя, но не может вытеснить личностно-эвристический параметр из исследовательской работы, напротив, способствуя более полному раскрытию авторской исследовательской позиции и значительному ускорению работы с философскими данными.

DOI: 10.15372/PHE20160219