Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.238.251.21
    [SESS_TIME] => 1711693048
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ef140f070f433bd5f4f489d486ac61ff
    [UNIQUE_KEY] => 6fb141e59e3c913d0ff9a969916bdc66
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

1.
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В РАМКАХ ГЛОБАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИРА

Д.И. Кузнецов, Н.В. Симанова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, Россия, 195251
dkuznec@list.ru
Ключевые слова: глокализация, локально-глобальные отношения, высшее образование, культурная самобытность, омассовление, международные взаимодействия, glocalization, local-global relations, higher education, cultural identity, mass scale, international interaction
Страницы: 3-14
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье исследуется актуальная проблема сохранения и развития локальных университетских культур и цивилизаций в условиях глобализации современного образовательного мира. Авторы анализируют тенденции взаимодействия массового и локального, обращая внимание на происходящие изменения в культурной и образовательной сферах. Рассматривая данную проблему, авторы статьи используют понятие глокализации как выражение компромисса между сохранением самобытных культурных особенностей определенных территорий и современным развитием в соответствии с требованиями, которые сегодня выдвигаются глобальным миром. С точки зрения современного положения высшего образования, с одной стороны, глокализация представляет собой способ качественного, эффективного развития локальных вузов в условиях глобального образовательного мира, что является для них возможностью не быть уничтоженными массовыми тенденциями, но с другой - именно эта интеграция глобального и локального может стать серьезной проблемой для небольших цивилизаций. Нет четкого понимания, эффективно ли глокальное развитие, но представляется очевидным тот факт, что оно является наиболее подходящей формой укрепления локальных культур в свете активной популяризации глобальной, массовой цивилизации. Массовость и универсализация общественных тенденций представляет собой основную сложность в становлении и формировании глокальных цивилизаций, включающих в себя высшие учебные заведения. Исходя из этого, вопрос их развития в условиях глобального образовательного мира становится особенно важным и актуальным. Также в статье проводится анализ деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого как образца современного глокального вуза. Авторы приходят к выводу о том, что именно в глокальности как «компромиссе развития» заключается ключевая новизна, уникальность, но в то же время и проблемность развития современных цивилизаций, университетов, экономик, культур и мировых взаимоотношений.

DOI: 10.15372/PHE20160301


2.
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД: ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. Игнатов1, В.А. Игнатова2
1Тюменский государственный нефтегазовый университет, ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625000
super.borisovich@yandex.ru
2Тюменский государственный университет, ул. Володарского, 6, Тюмень, Россия, 625003
Ключевые слова: дидактические основания, методические средства, постнеклассическая наука, трансдисциплинарный подход, учебный курс, didactic reasoning, methodical tools, postnonclassical science, transdisciplinary approach, training courses
Страницы: 14-24
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Глобальный кризис цивилизации высветил перед человечеством множество сложных проблем социально-культурного, эколого-экономического и технико-технологического плана. Их решение связано с выходом за дисциплинарные рамки и использованием как интеграции фундаментальных наук, так и потенциала прикладного и ненаучного знания. В современной теории познания в качестве одного из перспективных в исследовании таких проблем и разработке комплексных проектов по их разрешению рассматривается трансдисциплинарный подход. Его применение на практике требует подготовки специалистов новой формации, которые обладают широким кругозором, глубокими знаниями в конкретной профессиональной области, высоким уровнем экологической культуры, компетенциями в смежных отраслях исследований. В этом контексте содержание образования выпускников образовательных учреждений нуждается в концептуальных изменениях. С одной стороны, оно должно стать интегративным, направленным на формирование у обучающихся целостной картины мира, а с другой - быть дифференцированным, дающим углубленные знания в сфере будущей профессиональной деятельности. Актуальность предлагаемой статьи связана с необходимостью формирования у выпускников образовательных учреждений готовности к профессиональному решению сложных проблем природно-техногенно-социального характера, принятию грамотных решений, правильным действиям в нестандартных ситуациях и их коррекции. Ее целью является изучение возможностей использования для этого трансдисциплинарного подхода в содержании подготовки будущих специалистов. В статье рассматриваются методологические аспекты актуализации трансдисциплинарного подхода в моделировании содержания образования. Обсуждаются его взаимосвязи с междисциплинарным и интегративным подходами. Выявляется роль идей, метафор и моделей постнеклассической науки в практической реализации трансдисциплинарного подхода. Предлагается комплекс методических средств, включающий систему учебных курсов и набор активных технологий обучения, в содержании которых реализована идея трансдисциплинарности. Раскрываются дидактические основания моделирования элективных учебных курсов, обладающих ее признаками. Исследования авторов показывают, что использование разработанного комплекса в образовательной практике позитивно влияет на сформированность у обучающихся целостной картины мира, развитие умений решать сложные проблемы и повышение уровня их экологической культуры. Однако, как отмечают авторы, теория трансдисциплинарности остается пока в стадии становления. Феномены «трансдисциплинарность» и «трансдисциплинарный подход» нуждаются в более глубоком методологическом обосновании и всестороннем философском осмыслении, чтобы занять подобающее место в теории и практике современного образования.

DOI: 10.15372/PHE20160302


3.
ЧЕЛОВЕК, ВЫЗОВЫ НБИКС-КОНВЕРГЕНЦИЙ И НАУКА Статья 2. Вторая компонента человеческой телесности, НБИКС-технологии и наука

А.А. Гордиенко
Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
gordienko.22@mail.ru
Ключевые слова: человекостояние, вторая компонента человеческой телесности, одухотворение второй компоненты человеческой телесности, НБИКС-технологии, модернизация человеческого субстрата, the human state, the second component of human corporality, spiritualization of the second component of human corporality, NBICS-technologies, modernization of the human substratum
Страницы: 25-36
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В первой статье были сформулированы представления о первичном человекообразующем процессе, в котором происходит конституирование и освоение человеком человеческого в себе, возникает первокультура. Было показано, что биологическая составляющая природы человека может подвергаться трансформации в таких формах и так, чтобы это не препятствовало человекостоянию каждого конкретного индивида. В контексте этих представлений в настоящей статье анализируется модернизация «человеческого субстрата» как изменение когнитивного процесса на основе сознательной деятельности (замены или дополнения посредством симбиоза органов человека, имеющих отношение к когнитивной деятельности). Показано, что в этом процессе элементы второй компоненты человеческой телесности образуют с одухотворенной естественной телесностью не только симбиоз, но и некую целостность, становление которой представлено как процесс одухотворения этих элементов на основе их включения в топологию субъекта. При этом границы человеческого Я переносятся за контуры естественного тела человека к контуру одухотворенной второй компоненты человеческой телесности (феномен «зонда»). Однако граница Я с необходимостью перемещается обратно к контурам естественного тела при столкновении с чем-то новым. Такое обратное движение Я конституирует не только ведущую роль человека в его естественной телесности в процессе модернизации «человеческого субстрата», но и позволяет уточнить смысловые модули, обеспечивающие выявление в сложностном бытии его человекомерных оснований. В этих условиях модернизация «человеческого субстрата» осуществляется в контексте эволюции «биосфера - ноосфера - живой космос» как процессе становления человекообразующего контура, охватывающего эти сущности. При этом сам человек, двигаясь в этом контуре и самоорганизуясь (системно интегрируясь во второй компоненте своей телесности и наращивая ее до общепланетарного масштаба), переходит в стадию человека планетарного и космического. Такой человек с его любовью, нравственностью и сознанием обретает духовные основания и для смены стратегических смысловых координат, в том числе и в аспекте преодоления противостояния «свой - чужой». Более того, этот человек становится тотально денатурализованным и тем самым обладающим возможностями (в трансцендировании он «слышит» «зов» бытия) для тотального контроля над направлениями «денатурализации носителя интеллекта с симбиотизацией его форм».

DOI: 10.15372/PHE20160303


4.
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНАХ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ И ЭТНОПСИХОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АССЕРТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Е.В. Андриенко, Т.Н. Кондратьева
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
eva_andrienko@rambler.ru
Ключевые слова: толерантность, поликультурное образование, этнокультурная ассертивность, профессиональное образование, глобализация, мультикультурное образование, стратегии взаимодействия, этнокультурное образование, tolerance, multicultural education, ethno-cultural assertiveness, vocational education, globalization, multicultural education, strategies of interaction, ethno-cultural education
Страницы: 36-44
Подраздел: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКРЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье представлен анализ феномена этнической толерантности в контексте современного образования. Раскрыто понятие этнокультурной ассертивности как важнейшего компонента содержания профессиональной подготовки педагога в рамках формирования общекультурных компетенций: способностей анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции; умений работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия обучающихся и др. Акцентируется внимание на критических точках зрения на категорию толерантности в связи с ограниченными возможностями использования данной категории для обозначения эффективных стратегий взаимодействия на межэтническом уровне.

DOI: 10.15372/PHE20160304


5.
ПРАВОСОЗНАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Пугачёв
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
aleksandrpugachev67@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, мировоззрение, норма права, механизм правового регулирования, legal awareness, worldviews, rule of law, mechanism of legal regulation
Страницы: 45-53
Подраздел: ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация >>
В статье рассматривается один из базовых для правового государства социальных феноменов - правосознание, отражающее доминирующие в социуме мировоззренческие позиции. Устойчивая связь мировоззрения и правосознания признается большинством исследователей в области философии, социологии и правоведения. При этом именно мировоззрение и основанная на нем идеология определяют содержание правосознания, особенно на его массовом уровне. В российском социуме острая дискуссия между «западниками» и «почвенниками» не утрачивает своей актуальности в течение длительного времени. Острота этой дискуссии, безусловно, нашла свое отражение как на массовом, так и на групповых уровнях. Для одних социальных групп более приемлема либерально-западническая мировоззренческая позиция, для которой характерно правосознание, основанное на приоритете естественных прав, и которая предполагает отношение к закону, схожее с отношением к нему представителей западной цивилизации. Для другой социальной группы более приемлема почвенническая мировоззренческая позиция, для которой характерно ставить на первое место справедливость и мораль и с этой точки зрения оценивать закон, оставляя за собой право выбора - исполнять или не исполнять нормативные предписания. Анализ публикаций в области философии образования, связанных с вопросами права, позволил автору сделать следующий вывод: либо нормы права сознательно не включаются учеными в число значимых аспектов осмысления проблем отечественного образования (что характерно для «почвенников»), либо нормы права, регулирующие отношения в сфере образования, воспринимаются исследователями как объективное условие развития образования (что характерно для «западников»). Таким образом, в приведенных двух подходах механизм формирования нормы права, которая по определению должна формироваться исходя из социального заказа, фактически игнорируется.

DOI: 10.15372/PHE20160305


6.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д.Р. Вахитов1,2, А.З. Зиннатуллин3, Т.Н. Кондратьева4,5
1Российский государственный университет правосудия, ул. 2-я Азинская, 7а, Казань, Россия, 420088
vahitov1972@gmail.com
2Казанский кооперативный институт, ул. Николая Ершова, 58, Казань, Россия, 420081
3Казанский федеральный университет, ул. Кремлевская, 18, Казань, Россия, 420008
juliett_1@mail.ru
4Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
Tanita973@list.ru
5Новосибирский государственный медицинский университет, Красный проспект, 52, Новосибирск, Россия, 630091
Ключевые слова: реформа образования, нормативно-правовая база, система высшего образования, компетентностный подход, педагогическое образование, гражданско-патриотическое воспитание, межэтническая толерантность, национальное самосознание, этническая идентичность, этнокультурная компетентность, education reform, the legal framework, higher education system, competence-based approach, teacher education, civil-patriotic education, inter-ethnic tolerance, national identity, ethnic identity, ethnic and cultural competence
Страницы: 53-63
Подраздел: ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация >>
Глобализационные и интеграционные тенденции, наблюдаемые в мировой экономической системе, затрагивают все стороны жизнедеятельности человека и общества, в том числе и систему образования. В статье рассматривается проблема развития современного этнокультурного образования в условиях реформирования системы профессионального образования. Проведенный анализ современных нормативно-правовых источников позволил сформулировать ряд актуальных тенденций, направленных на развитие личности с учетом национальных традиций и идеалов, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений, развитие патриотизма и обеспечение суверенитета государства в условиях усиления конкурентной борьбы, перехода на новый технологический уровень, активного культурного обмена и синтеза.

DOI: 10.15372/PHE20160306


7.
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

И.И. Шационок
Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
shatsionok@gmail.com
Ключевые слова: инновационные методики, юридическое образование, гуманизация юридического образования, правосознание, гражданская позиция, innovative methods, legal education, humanization of legal education, legal awareness, civil position
Страницы: 64-69
Подраздел: ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация >>
Цель статьи - анализ проблем гуманизации юридического образования в современном педагогическом пространстве вуза. В настоящее время назрела острая необходимость гуманизации юридического образования. В современной высшей школе предъявляются новые требования к педагогу. Он должен иметь собственную программу теоретических исследований в той области знаний, которую выделяет как проблемную в соответствии со своими интересами и ценностями. Для того чтобы в наших университетах воспитывались социально активные граждане, юристы, обладающие развитым правовым профессиональным сознанием, их обучение должно быть активным. Активным же оно становится тогда, когда студент-юрист умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл и способен при этом использовать достижения ученых в различных областях науки в качестве путей для дальнейшего познания. Чтобы стимулировать увеличение количества таких граждан общества нынешнего и будущего, мы должны помочь студенту обрести личный, собственный интерес, вывести личную значимость того, что он изучает. Гуманизация юридического образования является важной теоретико-методологической основой для подготовки будущего юриста.

DOI: 10.15372/PHE20160307


8.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Е.А. Крутько1, Т.А. Рубанцова2
1Сибирский институт управления, ул. Нижегородская, 6, Новосибирск, Россия, 630102
e.a.krutko@mail.ru
2Сибирский государственный университет путей сообщения, ул. Д. Ковальчук, 191, Новосибирск, Россия, 630049
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: отчуждение, социальное отчуждение, образование, образовательный процесс, личность, личностное отчуждение, социальная реальность, социальный фактор, социальная система, социально-философский анализ, alienation, social alienation, education, educational process, personality, personal forms of alienation, social reality, social factor, social system
Страницы: 70-76
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются проблемы отчуждения личности от образовательного процесса. Формирование социальной картины мира и ценностных установок в условиях хаотизации социального пространства приводит к отчужденному отношению современного человека к миру. Проблемы отчуждения затрагивают все сферы общества, в том числе и современное состояние образования как в нашей стране, так и в мире в целом. В настоящее время существует ряд научных исследований, посвященных концепциям образования, формам и содержанию образования, кризису образования в мировом масштабе. Очень часто в этих работах отмечается, что личность конкретного обучающегося теряется, он отчужден от многих из этих явлений и от собственно процесса обучения. Цели статьи - выявление типов и форм личностного отчуждения и проведение социально-философского анализа условий их возникновения, являющихся причинами отчуждения индивида от образовательного процесса. В ходе социально-философского анализа проблем личностных форм отчуждения в образовательном процессе авторы пришли к заключению, что источником отчуждения может служить социальная реальность и определенные изменения социальной системы. Основными направлениями решения проблемы личностного отчуждения в образовательном процессе может стать взаимодействие психологических (субъективных) и социальных (объективных) факторов, которые и определят пути преодоления личностного отчуждения. Игнорирование одного из этих факторов может вызвать искажение картины рассматриваемого феномена в целом и способствовать выбору неверной стратегии поиска оптимизации создавшейся ситуации, что в свою очередь чревато тяжелыми социальными последствиями.

DOI: 10.15372/PHE20160308


9.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО ТРАНЗИТА И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Г. Новиков
Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова, ул. Мира, 5а, Волгоград, Россия, 400066
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: глобальный транзит, постпроизводительное общество, антропологическая революция, homo creator, творчество, антропоцентризм, социоцентризм, дуализм, global transit, post-productive society, anthropological revolution, homo creator, creation, anthropocentrism, sociocentrism, dualism
Страницы: 77-86
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье рассматриваются задачи российского образования в контексте перехода от производительного к постпроизводительному обществу. Автор фокусирует внимание на том, что данная транзиция делает вероятным два сценария развития рода Homo: появление субъекта, открытого творчеству, и нарождение «человека жующего». Первая перспектива являет собой настоящую «антропологическую революцию», поскольку впервые в истории перед человеком открывается возможность освободиться от силы «экономической необходимости» и заняться реализацией внутренних мотивов. Осуществление же второй перспективы будет означать нисхождение человека до животного уровня. Таким образом, сегодня планетарное сообщество находится в состоянии бифуркации, когда решается вопрос о будущем всего человечества. Его судьба во многом зависит от того целеполагания, которое сделает институт образования. Автор считает, что интересам социокультурного развития человечества отвечает homo creator - личность, открытая со-творчеству, свободная от потребительского фетишизма, испытывающая наслаждение от самого процесса творения. Ценностная система homo creator’а должна носить дуалистический характер, увязывать интересы индивида и общества, признавать за каждым право на свободу и самореализацию. Этот тип личности должен отличаться творческим мышлением, характеристиками которого являются: а) способность продуцировать новые идеи, образы, б) критичность, в) открытость накопленной человечеством культуре, г) умение увидеть привычное с неожиданной стороны, д) способность к диалогу. Исходя из интересов гуманистического развития человечества, автор утверждает, что ориентация образования на формирование homo economicus является ошибочной. В России такая ориентация приведет к «укоренению» в социокультурной реальности личности, у которой инициативность и ответственность будут сочетаться с чисто рыночной оценкой всякого индивида. В случае же, если российская система образования сумеет сделать массовым социальным типом homo creator, наша страна обретет шанс не только сохранить собственную инаковость перед лицом угроз архаизации и (или) унификации ее культурных пространств, но и стать социокультурным лидером современного мира. Для выращивания в России «человека творческого» необходимы: 1) бесплатное и общедоступное образование, ориентированное не на профессиональную подготовку, но на формирование творческой личности, 2) создание открытых сетей знаний (образовательных сайтов, электронных библиотек, ассоциаций со-творцов, дискуссионных площадок и пр.), 3) организация инкубаторов «поводырей в будущее».

DOI: 10.15372/PHE20160309


10.
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ К УСЛОВИЯМ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Р.А. Латыпов1, Н.В. Гуляевская2, Т.Н. Кондратьева2,3
1Казанский кооперативный институт, ул. Николая Ершова, 58, Казань, Россия, 420081
ravilrotor@mail.ru
2Новосибирский государственный медицинский университет, Красный проспект, 52, Новосибирск, Россия, 630091
navg@list.ru
3Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
tanita973@list.ru
Ключевые слова: самосохранительное поведение, студенческая молодежь, продолжительность жизни, образ жизни, самоактуализация личности, здоровьесбережение, стиль жизни, состояние здоровья, ценностные ориентации, self-preservation behavior, student youth, lifetime, lifestyle, personality self-actualization, health care, health status, value orientation
Страницы: 87-99
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье представлены результаты теоретического анализа и практического исследования проблемы отношения людей к собственному здоровью и продолжительности жизни. Объектом исследования стало самосохранительное поведение молодежи как фактор повышения социальной адаптации к условиям современного российского общества. Одной из задач формирования адаптивного поведения студентов, по мнению авторов, является использование технологий самоактуализации личности, технологий формирования коммуникативных компетенций, самосохранительного поведения и рефлексивных технологий. В основу изучения самосохранительного поведения студентов высшего учебного заведения было положено исследование ценностно-мотивационной структуры личности и определения места здоровья в ней. С целью выяснения того, как современная студенческая молодежь относится к проблемам собственного здоровья, было проведено исследование, которое показало, что имеет место преобладание у студентов пассивного отношения к собственному здоровью, наличие в самосохранительном поведении саморазрушающего аспекта, распространенность такой формы студенческого досуга, как проведение времени в сети Интернет, снижение показателей самочувствия активности и настроения, недостаточная профилактическая работа в учебном заведении по вопросам здоровьесбережения.

DOI: 10.15372/PHE20160310


11.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Часть I. Социально-экономический аспект

А.В. Наливайко1, Н.В. Наливайко1,2, П.Е. Таркин3
1Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
nnalivaiko@mail.ru
2Институт философии и права СО РАН, ул. Николаева, 8, Новосибирск, Россия, 630090
3Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева, Покровский бульвар, 11, Москва, Россия, 109028
Pavlik1937@mail.ru
Ключевые слова: Отечество, патриотизм, патриотическое сознание в современной России, воспитание, образование, глобализация, общечеловеческие ценности, Fatherland, patriotism, patriotic consciousness in modern Russia, upbringing, education, globalization, universal human values
Страницы: 99-109
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Вопросы сущности, условий и особенностей формирования патриотизма волнуют образовательное сообщество, всех граждан РФ, которые озабочены возможными сценариями и перспективами развития России, ее судьбой. Эти вопросы все чаще обсуждаются в ходе ситуационных анализов экспертных сообществ, привлекают внимание элиты, высших эшелонов власти. Патриотическая консолидация последних лет «вокруг знамени» - иллюзия или реальный тренд духовного развития России? Как эта консолидация связана с антизападничеством и экономическим кризисом, падением уровня жизни? Западная русофобия и антизападнические настроения в России - мобилизующие или разрушающие факторы формирования патриотического сознания российской молодежи? Ослабляет или укрепляет Отечество и патриотизм современное состояние российской экономики, политики, социальных и духовных отношений? Что необходимо изменить в социальных реформах, в развитии культуры, реформировании воспитательно-образовательной системы для возрождения и усиления российского патриотизма, любви к Родине, когда основы прежнего патриотизма частично или полностью разрушены? Данная статья является попыткой ответа на поставленные вопросы. В ней рассматриваются состояние формирования современного российского патриотизма и его сущность, условия возрождения патриотического сознания народа в России. Показано, что российский патриотизм имеет качественно новое содержание, включающее традиционные и инновационные черты. Исходной посылкой анализа патриотизма (как единства патриотического сознания и действия на индивидуальном и общественном, психологическом и идеологическом уровнях) является фундаментальное положение о том, что качество и действенность патриотического сознания зависят от состояния Отечества, его духовно-идеологической среды и образовательно-воспитательной системы.

DOI: 10.15372/PHE20160311


12.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ АЛТАЙСКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ АЛТАЙЦЕВ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

С.А. Ан1, В.Б. Каравайкин1, Е.В. Ушакова2
1Алтайский государственный педагогический университет, ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031
2Алтайский государственный медицинский университет, пр. Ленина, 40, Барнаул, Россия, 656038
foaushakova@gmail.com
Ключевые слова: образование, просвещение, деятельность, миссия, духовность, христианство, ресурс развития, традиционное общество, education, enlightenment, action, mission, spirituality, Christianity, resources of development, traditional society
Страницы: 109-120
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье проанализирована деятельность Алтайской духовной миссии в истории алтайцев, ее мероприятия по созданию школ и просвещению народа. Утверждается, что образование и воспитание молодого поколения стали ресурсом развития традиционного общества. Будучи активно включенной в процесс колонизации Алтая, православная церковь не только создавала традиционные социально-институциональные формы (органы церковной власти, сеть приходов и приходских храмов), но и, являясь главным идеологическим орудием и проводником государственной политики и колонизации Алтая, выполняла универсальные культурные функции: брала на себя задачу организации народного образования, регламентировала и сакрализовала всю жизнедеятельность прихожан, вводя последнюю в рамки христианского порядка, оказывала воздействие на развитие художественной жизни, определяя направление развития различных форм художественного творчества (храмовая архитектура). Православие оказало огромное влияние на формирование духовно-нравственной жизни народов юга Сибири. Особую роль в процессе утверждения нового мировоззрения, адекватного современным условиям развития алтайских народов, сыграли мероприятия Алтайской духовной миссии. Миссионеры приобщили аборигенов к санитарным нормам повседневной жизни, обучали детей обоего пола и взрослое население церковной и светской грамоте. Результатом деятельности миссионеров явилось приобщение населения к чтению книг. Все это дает основание авторам утверждать, что именно просвещение, проводимое миссионерами, явилось решающим фактором реализации тех или иных социально-культурных тенденций и перспектив развития алтайцев.

DOI: 10.15372/PHE20160312


13.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ АВТОРИТАРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ КИНЕМАТОГРАФА III РЕЙХА

К.В. Филенко
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
k.w.filenko@inbox.ru
Ключевые слова: нацистская идеология, национал-социалистическое кино, авторитарная воспитательная система, молодежь III Рейха, кинопропаганда, П. Й. Геббельс, Nazi ideology, Nazi movie, authoritarian educational system, the youth of III Reich, movie propaganda, P. J. Goebbels
Страницы: 120-131
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
Статья посвящена проблеме взаимодействия политики и культуры в сфере образования III Рейха. В эпоху массовой пропаганды (ХХ в.) нацисты использовали технические возможности для внедрения в сознание молодого поколения ценностей национал-социалистического мировоззрения. Одним из новаторских методов воспитания молодежи являлась киноиндустрия. Специфика кинематографа изначально была обусловлена всеобъемлющим охватом реципиентов пропаганды, зрелищностью и интригующей сюжетной линией. При этом за игрой актеров в большинстве случаев была завуалирована пропаганда определенных ценностей национал-социалистической идеологии. В первую очередь министр пропаганды и народного просвещения П. Й. Геббельс указывал на высокий потенциал кино для привлечения в ряды национал-социалистического движения молодежь новой формации. Для реализации пропагандистской программы была разработана нормативно-правовая база, предусматривающая создание нацистского кино и использование киноматериалов в образовательных целях в различных молодежных организациях (Hitlerjugend, DAF, BDM). Учитывая, что кинематограф является столь популярным и массовым средством пропаганды, мы определили цель нашего исследования - анализ содержательных линий ряда нацистских фильмов, обращенных к молодому поколению и призывающих их к агрессивным действиям. Для достижения цели использовались герменевтический метод, метод анализа документов и историко-генетический метод. В ходе исследования было выявлено следующее. Во-первых, нацисты организовывали специальные киночасы для молодежи не только в Рейхе, но и за его пределами (по мере проведения завоевательной политики нацистской Германии в оккупированных территориях). При этом молодежи была предоставлена роль организаторов, что, несомненно, создавало ощущение сопричастности и собственной значимости в условиях политико-культурных перемен. Во-вторых, сюжетные линии нацистских фильмов содержали элементы нацистской идеологии, примеры эталонных исторических личностей (Фридрих II Великий, Карл Петерс, Отто фон Бисмарк), а также современный «идеальный тип» члена национал-социалистического движения (Герберт Норкус, Хорст Вессель). В-третьих, реакция молодого поколения на нацистские кинофильмы преимущественно была восторженной. Данные сведения представлены в воспоминаниях свидетелей и участников политических событий гитлеровской Германии 1930-1940-х гг. В целом можно констатировать, что авторитарная воспитательная система была представлена на киноэкране III Рейха, где молодежь училась: «отсеивать» врагов Рейха с помощью агрессивных методов борьбы, национальной исключительности арийской расы, где не было места представителям иных народных культур.

DOI: 10.15372/PHE20160313


14.
КНИГА ГЕННАДИЯ ЛОБАСТОВА "ДИАЛЕКТИКА РАЗУМНОЙ ФОРМЫ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ БЕЗУМИЯ" КАК ИСТОЧНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПОИСКА РАЗУМНЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Т.Н. Ищенко
Сибирский государственный технологический университет, пр. Мира, 82, Красноярск, Россия, 660049
tatiana-dial@mail.ru
Ключевые слова: диалектика, педагогика, субъектность, субъективность, формальная логика, диалектическая логика, теоретическое мышление, воображение, сознание, свобода, dialectics, pedagogy, subjectiveness, subjectivity, formal logic, dialectic logic, theoretical thinking, imagination, consciousness, freedom
Страницы: 131-145
Подраздел: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация >>
В статье представлены идеи философа Г. В. Лобастова, позволяющие рассмотреть проблемы формирования мыслящей способности человека, по сути - проблемы образования. Особую значимость имеют классические философские идеи, отражающие движение разумной формы, идеи, способные изменить познающего в поиске разумных форм сознания. В работе выявляются психолого-логические основания человеческой субъективности, проблема субъекта разумной формы и обозначается «водораздел» разума и безумия творческого процесса. Посредством философского анализа дидактического и психологического материала осуществляется поиск решения проблем образования, поиск разумной формы.

DOI: 10.15372/PHE20160314


15.
ОСОБО ЗНАЧИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

К.А. Кравченко
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: академический рисунок, средства гармонизации, педагогические условия, мотивированность, профессиональные ориентации, academic drawing, means of harmonization, pedagogical conditions, motivation, professional orientations
Страницы: 146-154
Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье автор отмечает, что в условиях современного художественно-педагогического образования все большую актуальность приобретает системный подход к преподаванию академического рисунка, значимость которого как базового инструмента развития профессиональных качеств выпускника все более возрастает. По мнению автора, современный учебный процесс в вузе предполагает использование инновационных подходов к пониманию рисунка как целого многомерного акта, направленного на формирование системы мышления студентов определенными категориями, позволяющими не только активизировать процесс освоения изобразительной графической грамоты, но и обеспечить возможность создания выразительного гармоничного художественного образа на изобразительной плоскости. Многообразие возможностей построения формы на плоскости позволяет предположить, что введение в академический конструктивно-пространственный рисунок принципов гармонизации формы на основе использования закономерностей ритма позволит в установленные учебным планом сроки освоения дисциплины достичь необходимого качества подготовки. Таким образом, процесс освоения академического рисунка должен вестись последовательно с четким представлением обучающегося о характере видения натуры, строящимся на целях и задачах конкретного выполняемого изображения. Основное внимание здесь должно уделяться формированию способности видеть натуру в соответствии с системой внутренних ритмических связей, образующих форму модели и определяющих ее положение в пространстве. От этой направленности в рисунке зависит и развитие художественных способностей студента, и качество создаваемого им изображения. Подобный подход в обучении академическому рисунку предполагает рассмотрение структуры образовательного процесса как совокупности его отдельных взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических условий, качественные характеристики которых и дают основу для использования ресурсов средств гармонизации в рисунке. Данная методика обучения академическому рисунку сопровождается комплексом педагогических воздействий, способствующих творческому характеру формирования профессиональной компетентности будущего художника-педагога.

DOI: 10.15372/PHE20160315


16.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

В.Н. Видинеев
Нижневартовский государственный университет, ул. Ленина, 56, Нижневартовск, Россия, 628605
vidineev.v@yandex.ru
Ключевые слова: академическая живопись, художественный образ, история искусства, русские художники, современное искусство, academic painting, art image, history of art, Russian artists, modern art
Страницы: 155-161
Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Автор акцентирует внимание на противоречии в развитии изобразительного искусства, являющегося составной частью современной культуры постмодернизма в России, и неизменных консервативных требованиях академических дисциплин. Академическое искусство на протяжении веков развивалось в поиске совершенных форм и пропорций. Мерилом являлось стремление к красоте и гармонии. Совершенна и идеальна античность. Нравственна возвышенная красота Возрождения, где темами художественных произведений являлись библейские и евангельские сюжеты. Советская система художественного образования, несмотря на идеологизированность, не противоречила многовековым тенденциям развития культуры и искусства в России. На практических занятиях по дисциплинам «Академическая живопись» и «Академический рисунок» студенты постигают азы реалистического изображения окружающего мира. Задачи академического искусства и требования, предъявляемые к заданиям по этим дисциплинам, находятся в некотором противоречии с тенденциями развития современного искусства. На протяжении последних десятилетий, наблюдая за экспозициями художественных выставок, можно отметить, что количество произведений изобразительного искусства, выполненных в реалистичной и академической манере, сократилось. Движение современного искусства к отказу от создания образа и созданию новой реальности противоречит традиции русского изобразительного искусства. Оценивая тенденции развития современного изобразительного искусства, нельзя не заметить противоречивости в формировании художественных предпочтений будущих художников: при оценке учебных работ и требовании следовать критериям реалистического искусства, предъявляемом выставочными комитетами, которыми все чаще поощряются беспредметные композиции, а критерии невнятны. Грамоты и дипломы стали присуждаться за «произведения», которые часто вызывают недоумение и непонимание даже в среде профессиональных художников. Ведь создание реалистического образа требует мучительных творческих поисков и высокого профессионального мастерства. Важно привить молодежи следование русским национальным традициям в последующей творческой работе. Им необходимо понимание того, что есть служение искусству, которое требует огромного и повседневного труда, и что есть личное самодеятельное творчество, которым можно заниматься, не имея художественного образования.

DOI: 10.15372/PHE20160316


17.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ

А.В. Голосай
Нижневартовский государственный университет, ул. Ленина, 56, Нижневартовск, Россия, 628605
al3745@mail.ru
Ключевые слова: критерий, композиция, портрет, образ, пространство, форма, выразительность, пропорции, ритм, целостность, criterion, composition, portrait, character, space, form, expressiveness, proportions, rhythm, integrity
Страницы: 161-168
Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье рассмотрены критерии оценки и их особенности в учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку. Публикация рассматривает научно-методические аспекты, диагностику процесса изображения портрета и передачи зрительного образа, изображаемой натуры. Автором особо отмечено, что обучение изобразительной грамоте - сложный процесс изучения способов, приемов и средств построения на плоскости натурной формы, ее пропорций, конструктивных, объемных, пространственных и материальных качеств. Вместе с тем все это еще не свидетельствует о профессионализме обучаемого, поскольку профессионализм проявляется полнотой и глубиной образного осмысления модели художником, подвижностью его пространственных представлений. Поэтому работа студентов оценивается не только по грамотности графического построения рисунка, передачи схожести изображенных, но и по его выразительности, гармоничности восприятия, образности портретируемого. Процесс обучения рисунку включает в себя овладение всей системой изображения, содержащей изобразительные и выразительные начала, гармоничность и целостность изображения. В учебном процессе изобразительная грамота включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Под выразительностью же понимается субъективное, эмоциональное отношение художника к изображаемому, которое зачастую связано с выразительностью изображаемой модели, существующей объективно со всем содержанием и логическими связями. Изображение можно считать грамотно организованным, если в нем согласованы и уравновешены по ритму и масштабу все составляющие реалистическое изображение элементы. То есть изображение можно считать грамотно и выразительно организованным, если данные согласованные и уравновешенные элементы связаны единым пластическим замыслом, выражающим эмоционально-образное состояние объекта изображения. Следовательно, в учебном процессе всегда необходима определенная совокупность задач грамотности и выразительности изображения.

DOI: 10.15372/PHE20160317


18.
РИСУНОК КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО ПОЗНАНИЯ

К.А. Кравченко, О.В. Шаляпин
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
kka-78@mail.ru
Ключевые слова: рисунок, познание, практика, художественный образ, абстрактное мышление, drawing, cognition, practice, artistic image, abstract thinking
Страницы: 169-175
Подраздел: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Авторы анализируют специфику процесса изображения с натуры, включающего в себя наблюдение натуры на основе психических познавательных процессов, систему постановки учебно-познавательных задач и саму изобразительную деятельность. Эти составляющие постепенно формируют у студента компоненты познавательного процесса, которые в дальнейшем преобразуются в его профессиональные качества. В статье отмечается, что рисунок как форма художественно-образного познания всегда предполагает изучение модели для изображения и накопления определенного материала в процессе изображения. Изображая натуру, художник делает ее объектом своего познания и создает образ этого объекта. При этом изучение модели для изображения формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах. Таким образом, на основании профессиональной специфики изобразительной деятельности можно предположить, что любая система изображения представляет собой метод практического художественно-образного познания окружающего мира, с помощью которого субъект познает в натуре те ее качества и черты (закономерности существования), которые требуются для решения конкретных задач изображения. При этом человек познает действительность не только для того, чтобы освоить, отразить ее объективные стороны, но и для того, чтобы выразить свое эмоциональное отношение к ней. Авторы отмечают, что процесс художественно-образного познания совпадает с направлением развития процесса восприятия: от чувственного, конкретного восприятия через обобщение к постижению сущности явления и проходит в несколько этапов: процесс восприятия предмета, образование в сознании графического образа предмета; выбор изобразительной формы этого представления и практическая реализация его техническими средствами на бумаге.

DOI: 10.15372/PHE20160318


19.
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061
nvs-07@mail.ru
Ключевые слова: технологический уклад, социальные трансформации, сервисная экономика, дигитализация, профессиональные навыки, профессиональное образование, technological structure, social transformation, service economy, digitization, skills, vocational training
Страницы: 176-187
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация >>
Целью статьи является рассмотрение взаимосвязи процессов социально-экономического развития общества с необходимостью подготовки квалифицированных кадров в системе профессионального образования с учетом социальных трансформаций и объективной предопределенности последовательной смены технологических укладов в истории развития мировой экономики. Опираясь на общий анализ теории постиндустриального общества, теории инновационного развития и современной экономической теории, а также на характерные черты модели общества будущего, автор выделяет приоритеты в экономической деятельности, в структуре занятости, в системе управления обществом на основе нового интеллектуального знания. В статье рассматриваются понятие «технологический уклад» и признаки выделенных современными исследователями технологических укладов. Опираясь на мнения ученых и специалистов в области социально-экономического прогнозирования, а также на достигнутый уровень производственно-технологического развития России и США, автор обосновывает степень сложности задач по преодолению отставания российского производственно-технологического ядра экономики, а успешность решения этих задач связывает с необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров в системе российского профессионального образования с учетом социальных трансформаций современного мира. В качестве таких трансформаций автор указывает преобразование рынка труда и сферы занятости и как результат - формирование сервисной экономики, ориентированной на оказание комплексных и уникальных видов услуг, в которой возрастает доля занятых работников (на фоне сокращения количества работников сферы материального производства) с перспективой дальнейшего роста сферы услуг; дигитализацию операционной сферы профессиональной деятельности работников всех секторов экономики; объективную необходимость наличия у современных работников навыков soft skills, hard skills как условия их успешной профессиональной социализации; актуализацию World Skills International во всем мире. Все перечисленные социальные трансформации ведут к созданию обновленных моделей профессионального образования и профессионального обучения квалифицированных кадров рабочих профессий, в которых дан ответ на вызовы времени и растущий уровень неопределенности и вариативности - стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования. Адекватность этого ответа подтверждается прогнозами социологов о том, что моделью общества будущего будет являться меритократическая модель, основанная на принципе управления обществом наиболее способными, наделенными особенными талантами людьми вне зависимости от их социального происхождения и финансового статуса. Именно такая модель позволит быстро и эффективно реагировать на вызовы современного крайне изменчивого мира. Следовательно, воспитание, обучение и формирование таких личностей является одной из приоритетных задач современного российского профессионального образования.

DOI: 10.15372/PHE20160319


20.
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

И.В. Шимлина1, Л.Б. Суворова2
1Новокузнецкий институт, ул. Циолковского, 23, Новокузнецк, Россия, 654041
ryabtseva2010@mail.ru
2Павлодарский государственный педагогиеский институт, ул. Мира, 60, Павлодар, Казахстан, 140002
Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетенция, competence approach, research competence
Страницы: 188-194
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация >>
В статье обоснована актуальность формирования исследовательских компетенций школьников в условиях перехода от традиционной системы обучения к ее развитию в рамках компетентностного подхода. Рассматривается сущность понятия «исследовательская компетенция», приведены результаты экспериментальной работы по готовности учителей географии к работе по формированию исследовательских компетенций школьников в процессе обучения географии.

DOI: 10.15372/PHE20160320


21.
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ИЗУЧЕНИИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ВУЗЕ

Г.В. Шмакова
Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, Россия, 630126
sgv0807@mail.ru
Ключевые слова: современный воспитательный идеал, образовательный туризм, краеведение, туристско-краеведческая работа, музей, музейно-экскурсионная работа, modern educational ideal, educational tourism, study of local history, tourism and regional studies, museum of regional studies, museum, excursion work in a museum
Страницы: 194-199
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация >>
В статье определено место образовательного туризма в краеведческой работе в вузе при изучении географии. Краеведческая работа способствует росту национального самосознания, формированию патриотизма, дает возможность учащимся включиться в общественно-полезную деятельность. Благодаря краеведческой работе формируется творческая активность и самостоятельность учащихся. Основные ее формы - экскурсии, походы, экспедиции, соревнования, слеты. В настоящее время растет значение образовательного туризма, идеи которого целесообразно использовать при изучении краеведения в вузе. Образовательный туризм приобщает к изучению природных и историко-культурных ценностей родной страны и своей местности. Главный объект образовательного туризма - музей. В Новосибирской области имеются краеведческие, исторические, художественные музеи. Их изучение важно для реализации идей духовно-нравственного развития личности. В образовательные туры можно включать Новосибирский зоопарк и планетарий. Отчеты студентов по краеведению включают описание туров для школьников в музеи Новосибирска. В виде презентаций выполняется задание по неформальным памятникам города. Задания предполагают также изучение музеев и памятников Новосибирской области. Студенты разрабатывают квесты по краеведению, возможно также создание виртуальных туров.

DOI: 10.15372/PHE20160321


22.
РОЛЬ РЕЛИГИИ В ИЗУЧЕНИИ И СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ БАРГУЗИНСКИХ БУРЯТ)

В.В. Лыгденова
Институт археологии и этнографии СО РАН, пр. Лаврентьева,17, Новосибирск, Россия, 630090
victoria.lygdenova@gmail.com
Ключевые слова: религия, образование, этническая идентичность, национальный язык, социальная философия, этнография, буряты, religion, education, ethnical identity, native language, social philosophy, ethnography, the Buryats
Страницы: 199-205
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация >>
Религия и национальный язык тесно взаимосвязаны, так как являются неотъемлемой составляющей этнической идентичности. Настоящая статья посвящена выявлению роли религии в образовании, в частности, в изучении и сохранении родного языка на примере локальной группы баргузинских бурят. В процессе анализа организуемых религиозными организациями образовательных и праздничных мероприятий, традиционных обрядов и молебнов автором оценивается вклад религиозных деятелей в дело сохранения родного языка и привлечения молодежи к его изучению. Кроме того, в статье затрагиваются проблемы, связанные с сохранением бурятского языка в современной Бурятии. В связи с ухудшением положения национального языка в общеобразовательных учреждениях и вузах лидер Традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев выступил в защиту учителей бурятского языка и призвал к созданию диалектных словарей в каждом районе. В Курумканском дацане был создан такой словарь. Помимо этого, ежегодно в Иволгинском дацане проводятся конкурсы на знание бурятского языка среди школьников, что, несомненно, способствует повышению интереса молодежи к своей культуре. По причине отдаленности от центра баргузинские буряты, проживающие в селах с преимущественно бурятским населением, общаются на своем языке, в связи с этим ситуация с его сохранением там не такая острая, как в г. Улан-Удэ, где большая часть населения своего языка не знает. В Баргузинском и Курумканском районах часто проходят шаманистские тайлганы, на которых бурятский язык является приоритетным, так как используется для песен-воззваний и для «общения» с духами предков рода. То же самое происходит в буддийских ритуалах, во время которых после тибетских молитв произносятся речи на бурятском языке. В рамках праздничных обрядов, посвященных поклонению буддийской богине Янжиме, духам воды - нагам и т. д., проводятся конкурсы на лучшие песни на бурятском языке среди детей и взрослых и театральные постановки с национальной тематикой. Таким образом, в настоящее время роль религии в изучении и сохранении родного языка является значимой. Однако, к сожалению, ситуация с сохранением национального языка остается критичной в связи с потерей им основной функции - коммуникативной.

DOI: 10.15372/PHE20160322