Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.138.141.202
    [SESS_TIME] => 1713486683
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => b99f97d20e023937a002a3058f9d6014
    [UNIQUE_KEY] => 700322928499e057ff4a5b736a9662c5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 3

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Скачкова
Томский государственный педагогический университет, ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061
nvs-07@mail.ru
Ключевые слова: технологический уклад, социальные трансформации, сервисная экономика, дигитализация, профессиональные навыки, профессиональное образование, technological structure, social transformation, service economy, digitization, skills, vocational training
Страницы: 176-187
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ И ВУЗА

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение взаимосвязи процессов социально-экономического развития общества с необходимостью подготовки квалифицированных кадров в системе профессионального образования с учетом социальных трансформаций и объективной предопределенности последовательной смены технологических укладов в истории развития мировой экономики. Опираясь на общий анализ теории постиндустриального общества, теории инновационного развития и современной экономической теории, а также на характерные черты модели общества будущего, автор выделяет приоритеты в экономической деятельности, в структуре занятости, в системе управления обществом на основе нового интеллектуального знания. В статье рассматриваются понятие «технологический уклад» и признаки выделенных современными исследователями технологических укладов. Опираясь на мнения ученых и специалистов в области социально-экономического прогнозирования, а также на достигнутый уровень производственно-технологического развития России и США, автор обосновывает степень сложности задач по преодолению отставания российского производственно-технологического ядра экономики, а успешность решения этих задач связывает с необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров в системе российского профессионального образования с учетом социальных трансформаций современного мира. В качестве таких трансформаций автор указывает преобразование рынка труда и сферы занятости и как результат - формирование сервисной экономики, ориентированной на оказание комплексных и уникальных видов услуг, в которой возрастает доля занятых работников (на фоне сокращения количества работников сферы материального производства) с перспективой дальнейшего роста сферы услуг; дигитализацию операционной сферы профессиональной деятельности работников всех секторов экономики; объективную необходимость наличия у современных работников навыков soft skills, hard skills как условия их успешной профессиональной социализации; актуализацию World Skills International во всем мире. Все перечисленные социальные трансформации ведут к созданию обновленных моделей профессионального образования и профессионального обучения квалифицированных кадров рабочих профессий, в которых дан ответ на вызовы времени и растущий уровень неопределенности и вариативности - стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования. Адекватность этого ответа подтверждается прогнозами социологов о том, что моделью общества будущего будет являться меритократическая модель, основанная на принципе управления обществом наиболее способными, наделенными особенными талантами людьми вне зависимости от их социального происхождения и финансового статуса. Именно такая модель позволит быстро и эффективно реагировать на вызовы современного крайне изменчивого мира. Следовательно, воспитание, обучение и формирование таких личностей является одной из приоритетных задач современного российского профессионального образования.

DOI: 10.15372/PHE20160319