О СВЯЗИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ДИДАКТИКЕ СО СТАНДАРТАМИ И КОМПЕТЕНЦИЯМИ
В.Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Уфа, Российская Федерация dmt8@bk.ru
Ключевые слова: образовательные стандарты, универсальные учебные действия, компетентностей подход, визуализация, логико-смысловое моделирование, логико-смысловые модели, educational standards, general education activities, competency-based approach, visualization, logic-semantic modeling, logical-semantic models
Страницы: 814-826
Аннотация
Рассматривается визуализация в дидактике в связи с задачами освоения федеральных стандартов, относящихся к универсальным учебным действиям, проектным умениям и компе- тентностному подходу. Показан существенный, по мнению автора, барьер освоения стандартов - недостаточная визуальная поддержка выполняемых универсальных учебных действий различной сложности. Предлагается решение данной задачи с помощью разработанного метода логико-смыслового моделирования знаний, представленных на естественном языке, и соответствующих дидактических многомерных инструментов -логико-смысловых моделей. Показаны место и роль новых дидактических средств в учебном процессе, включая бинарный план учебной познавательной деятельности. Предложено также группирование универсальных учебных действий по степени сложности и комплектование учебных предметов логико-смысловыми моделями, определяющими процесс выполнения учебного задания и оформление полученных результатов. Приводится пример такого комплекта логико-смысловых моделей по учебному предмету «Биология».
DOI: 10.15372/PEMW20170110 |