Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2017 год, номер 2

1.
О ПРОБЛЕМАХ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Л. Румянцева
Российская государственная академия интеллектуальной собственности, 117279, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 55а
nlrumyantseva0211@mail.ru
Ключевые слова: образование, проблемы, коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация, сфера услуг, идеология, индивидуалистическое общество, финансирование, education, problems, commercialization, bureaucratization, managerization, services sector, ideology, individualistic society, financing
Страницы: 3-14
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)

Аннотация >>
Цель статьи - выявление причин проблем российского образования: коммерциализации, бюрократизации и менеджеризации. Метод исследования - системный подход. Объект исследования - идеология индивидуалистического общества. Показано, что на постиндустриальной стадии эволюции этого общества образование превращается в сферу услуг, функционирующую по законам рынка и управляемую менеджерами. Из этой закономерности выведена логика появления проблем коммерциализации и менеджеризации образования. Показано, что причина проблемы бюрократизации - низкое финансирование и, соответственно, низкий статус преподавательского труда. Определены причины низкого финансирования.

DOI: 10.15372/PHE20170201
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
ПРИРОДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА ВОСПИТАНИЯ ПЕРИОДА ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

С.Г. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27
novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: проект воспитания, форсированная модернизация, идеал воспитания, этакратизм, социоцентризм, антропоцентризм, гибридный идеал, project of upbringing, forced modernization, ideal of upbringing, etacratism, sociocentrism, anthropocentrism, hybrid ideal
Страницы: 15-24
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)

Аннотация >>
В статье рассматривается сущность проекта воспитания, реализовывавшегося в советском обществе 1920-1930-х гг. Его авторы формулировали целевой и содержательный элементы, руководствуясь интересами модернизации России и формирования в СССР этакратической социокультурной системы. Утверждается, что «реальный социализм» являлся симулякром, скрывающим подлинную природу социума, которая отличалась и от современного большевикам капитализма и от представлений о социализме основоположников марксизма. Соответственно постулирование марксистского характера проекта воспитания в СССР 1920-1930-х гг. выступает репрезентацией этого фантома. В то время как аутентичный марксизм рассматривал в качестве цели воспитания свободного индивида, способного развернуть и проявить свои природные задатки, большевистский проект воспитания полагал в качестве таковой личность, руководствующуюся надперсональными интересами. При этом автор статьи считает, что «безличностный коллективизм» большевистских теоретиков воспитания вырос не на голом месте. Основоположники марксизма не отвергали интересов коллектива как фундаментального мотива жизнедеятельности. Однако их «путеводной звездой» был не традиционный коллективизм, возникший естественным путем на самых ранних этапах человеческой истории, но ассоциация, созданная свободными индивидами. Иначе говоря, идеалом К. Маркса и Ф. Энгельса являлся коллектив, который не довлеет над личностью, а создает условия для свободного развития каждого из своих членов. Идеал же большевиков классически сформулировал И. В. Сталин уже в 1945 г. - «человек-винтик». Впрочем, отдельные большевики стремились сохранить верность аутентичному марксизму, в частности А. В. Луначарский писал, что подлинный коллективизм не отрицает творческую, неповторимую индивидуальность, а марксисты всегда стремились освободить индивидуальность и дать простор человеческому творчеству. Однако победила социоцентристская версия идеала. Это было связано, во-первых, с ориентацией авторов проекта на идеалы и ценности массового педагогического сознания и, во-вторых, с необходимостью в кратчайшие сроки завершить индустриальную модернизацию страны. Марксизм оказался лишь идеологической оболочкой, камуфлировавшей традиционную для России политику догоняющего развития и почвенную ценностную ориентацию на личность, отдающую приоритет надперсональным интересам. В конечном итоге, идеал воспитания 1920-1930-х гг. приобрел гибридный характер, сочетающий элементы социоцентризма и антропоцентризма.

DOI: 10.15372/PHE20170202
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ

Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1
sokhran@gmail.com
Ключевые слова: инновация, университет, трансфер знаний, социальное взаимодействие, социальная миссия, открытое образование, innovation, university, knowledge transfer, social interaction, social mission, open education
Страницы: 24-33
Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)

Аннотация >>
Статья посвящена анализу университета как сферы социального взаимодействия, рассмотрению роли современного университета в развитии социальных коммуникационных и интеграционных процессов. Проблема социального взаимодействия актуализируется в периоды неопределенности и турбулентности. В условиях трансформации и деформации традиционных социальных структур, определяющих социальные связи и отношения, важно исследовать современные социальные институты с точки зрения их интеграционной эффективности. Университет в этом аспекте рассматривается как особая форма организации социального целого. Выявлена роль университета в разработке смыслового контекста социального взаимодействия и в формировании субъектов социального действия. Показано, что современный университет одновременно движется по нескольким направлениям и траекториям, что приводит к расширению сферы активности университета и к усилению его потенциала как фактора развития социальных взаимоотношений. Акцентируется идея синергетического взаимодействия как стратегического принципа функционирования современного университета. В статье также исследуются потенциал университета как пространства социализации молодежи и «третья миссия» университета в ее социальном аспекте. В заключение делается вывод, что университет можно рассматривать как влиятельную интегративную силу современного общества, как один из факторов обеспечения его устойчивого развития.

DOI: 10.15372/PHE20170203
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
МЕХАНИЗМ ОСВОЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СТРУКТУРА И ПРИОРИТЕТЫ

Ю.А. Панасенко
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», 394064, Россия, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
panasenko-ep@mail.ru
Ключевые слова: культура, система ценностей, офицер, механизм, методы, цикл, ценностные ориентации, военный вуз, личность, culture, value system, officer, mechanism, methods, cycle, value orientations, military college, personality
Страницы: 34-39
Подраздел: ЦЕННОСТИ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация >>
В статье рассмотрен механизм освоения системы ценностей воинской культуры. Дано понятие «русский офицер», предложено определение механизма освоения системы ценностей воинской культуры как процесса присвоения, освоения и развития в личности и воинском коллективе взаимосвязанных ценностных элементов (ценностное сознание), проявляющихся через деятельность (ценностная деятельность) и выражающих отношение к окружающему миру и самому себе (ценностные отношения). Предложены такие методы освоения системы ценностей воинской культуры, как морализирование, личный пример, неявное вмешательство, помощь в прояснении ценностей, которые реализуются через два основных вида воспитательного воздействия: прямое и опосредованное. В статье указывается, что механизм освоения ценностей воинской культуры реализуется через практическую включенность субъекта в социальные отношения и включает в себя такие этапы, как предъявление ценностей курсанту (присвоение), осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций (освоение и закрепление на теоретическом уровне), реализацию ценностных ориентаций в деятельности и поведении (культура), закрепление ценностей как основы направленности личности и перевод их в статус качеств личности.

DOI: 10.15372/PHE20170204
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА

Т.А. Рубанцова, В.В. Чеботарев
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук - 191
rtamara@nqs.ru
Ключевые слова: современный терроризм как социально-философский феномен, основные подходы к типологии терроризма, сущность терроризма, категория «терроризм», modern terrorism as social and philosophical phenomenon, main approaches to terrorism typology, essence of terrorism, category of «terrorism»
Страницы: 40-46
Подраздел: ЦЕННОСТИ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация >>
Статья посвящена проблемам анализа социально-методологических основ современного терроризма. Отмечается, что сегодня в научной литературе представлены разнообразные подходы, высказываются различные точки зрения на проблемы терроризма. Это обусловлено тем, что изучаемое явление чрезвычайно сложно, многогранно и противоречиво. Рассматриваются особенности и недостатки некоторых научных подходов к изучению данного явления. Социально-философский анализ дает возможность проанализировать феномен современного терроризма как с точки зрения его сущностных признаков, так и на уровне его структуры, функций, субъектов, типов и динамических характеристик.

DOI: 10.15372/PHE20170205
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
АНКЕТИРОВАНИЕ КУРСАНТОВ КАФЕДРЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ОЖИДАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

О.В. Денисова, С.В. Кулешова, В.М. Девиченский
Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России, 125371, Россия, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 91
Ключевые слова: образование, устойчивый уровень знаний, мотивация, двухэтапное анкетирование, education, steady level of knowledge, motivation, two-stage questionnaire survey
Страницы: 47-51
Подраздел: ЦЕННОСТИ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация >>
В статье обоснована необходимость повышения мотивации курсантов в процессе обучения с привлечением всех доступных методов, включая анкетирование. Показано, что анализ двухэтапного анкетирования перед началом обучения и в конце позволяет вносить коррективы в процесс получения как теоретических, так и практических навыков. Приведены результаты анкетирования курсантов кафедры клинической лабораторной диагностики, показывающие, как ожидания курсантов меняются в процессе получения знаний.

DOI: 10.15372/PHE20170206
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

И.В. Гордиенко, С.Н. Шевченко, Н.И. Любимова
Белгородский государственный аграрный университет, 308503, Россия, Белгородская область, п. Майский, ул. Вавилова, 1
Ключевые слова: профессиональное становление, воспитание, профессионализм, ценностное отношение, ценности, профессиональная деятельность, мировоззренческие установки, мотивация, аксиология, смысло-жизненные ценности, professional formation, upbringing, professionalism, value attitude, values, professional activity, worldview attitudes, motivation, axiology, the life-meaning values
Страницы: 52-57
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
В данной статье проанализированы теоретические и практические аспекты аксиологического подхода к воспитанию студентов при формировании мировоззрения будущих специалистов. Авторами обоснована философско-педагогическая проблема воспитания и социализации студентов в учебно-воспитательном процессе, проанализированы формы, методы и приемы работы по формированию ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности. Качественная организация и сопровождение учебно-воспитательного процесса, как указывают авторы, позволит сформировать мировоззренческие установки к будущей профессиональной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20170207
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И СРЕДЫ

Л.И. Васильев1, О.Н. Заглядина2
1Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, 450078, Россия, г. Уфа, ул. Чернышевского, 141
vasiljev-li@narod.ru
2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а
nlga@mail.ru
Ключевые слова: отношения, студент, среда, целостность, открытость, неравновесность, нелинейность, самоорганизация, синергетический подход, attitude, student, environment, integrity, openness, disequilibrium, nonlinearity, self-organization, synergetic approach
Страницы: 58-65
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
В настоящее время проблеме взаимодействия человека и среды посвящено большое количество публикаций. Это обусловлено в том числе и тем, что возникло новое виртуальное пространство - информационно-коммуникативная среда на основе сети Интернет. Реальное влияние сети трансформирует взаимоотношения людей, оказывает существенное влияние на становление личности. В этих условиях актуальны педагогические идеи, позволяющие выстраивать в университете образовательный процесс, ведущими характеристиками которого выступают сложность, открытость, неравновесность, нелинейность. Указанные понятия в совокупности определяют условия самоорганизации систем, субъектов. В ряде исследований обоснован тезис о том, что человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и становится субъектом для внешних обстоятельств, через которые преобразует и свои внутренние программы управления. В качестве основы моделирования специфических условий образовательной системы, побуждающей студента к самоорганизации могут рассматриваться особое видение природы человека, его структуры и законы внутреннего развития. Учеными, развивающими в своих исследованиях антропный принцип, обосновано, что образовательный процесс (процессы), направленный на самоорганизацию студента, должен содержать условия и факторы, актуализирующие все грани личности. Данные обстоятельства придают особое значение согласованному взаимодействию (совместным действиям) субъектов образования путем достижения синергии через функционирование в одном темпомире, в том числе через выстраивание «резонансного» обучения, через топологически правильные воздействия. В ходе педагогической деятельности преподаватели способны «резонансными» действиями закладывать механизм отбора наиболее удачных, личностно-ориентированных вариантов развития студентов. Это обстоятельство объясняется тем, что при варьировании начального воздействия на микроуровне могут возникать структуры, выступающие в качестве аттракторов, целей развития. Опыт практической работы показывает, что при таком подходе образовательный процесс представляет собой непрерывное единое движение, последовательную смену состояния системы, сочетание определенных последовательных действий по достижению личностно-ориентированного результата. Вовлечение студента в самоорганизующиеся образовательные процессы дает возможность формировать личность, способную жить в изменяющихся условиях социума. Поэтому познание процесса самоорганизации студента требует исследования данного явления с точки зрения системно-динамического подхода, с позиции способности человека обнаруживать и расширять собственное «пространство свободного движения».

DOI: 10.15372/PHE20170208
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ, НОВЫХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

П.Г. Воронцов1, П.В. Ушаков2
1Алтайский государственный педагогический университет, 656031, Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55
sport-altai@mail.ru
2Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
ushakov1974@gmail.com
Ключевые слова: антропологическое знание, философия человека, человековедение, системно-философский подход к человеку, антропологические науки, физкультурно-спортивная антропология, anthropological knowledge, human philosophy, humanology, systemic-philosophical approach to man, anthropological sciences, physical education and sports anthropology
Страницы: 66-74
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
Авторы статьи занимаются исследованием проблем человека с разных позиций: П. В. Ушаков исследует феномен человека в целом на основе системно-философского подхода, П. Г. Воронцов - в прикладном аспекте: совершенствование человека в области физической культуры и спорта. Примененный в совместной работе комплексный подход к знаниям о человеке дал следующие результаты. Во-первых, предложен авторский вариант систематизации антропологических наук как на основе общих традиций, так и с учетом новационных подходов и знаний на базе философии человека, человековедения (и анналогичных областей) с перспективой формирования единой науки о человеке (цели, поставленной еще в XIX в.). Во-вторых, обосновано, что известные знания о человеке, но существующие разрозненно в разных познавательно-практических сферах, целесообразно вычленить и включить в виде специальных антропологических предметов в человековедение. Речь идет, например, о развивающей (диалектической), этической, эстетической, валеологической, трудовой, адаптационной, военной, робототехнической, девиантной, релаксационной, экстримной антропологии. Такой подход способствует разносторонней и полной интеграции знаний о человеке. В-третьих, представлены аргументы для выделения специальной антропологической науки в системе знаний о человеке - физкультурно-спортивной антропологии, предметно изучающей бытие человека в системе физической культуры, спорта, а также пути совершеенствования тела и духа человека посредством особых видов двигательной активности и приобщения к здоровому образу жизни.

DOI: 10.15372/PHE20170209
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
К ВОПРОСУ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПАТРИОТИЗМА ВЗРОСЛЫХ

А.Ю. Закирова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
al-za@mail.ru
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, аксиология, ценности, патриотические ценности, патриотическое воспитание, методы воспитания, patriotism, upbringing, axiology, values, patriotic values, patriotic education, methods of upbringing
Страницы: 75-84
Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ

Аннотация >>
Советская система воспитания со своими ценностями, нормами и установками разрушена, а новая национальная идея определения нравственного, духовного, патриотического развития личности так и не создана по настоящее время. Стоит отметить, что в последние годы тема патриотизма обрела актуальное значение. Ведется активная работа по разработке нормативно-правовой, учебно-методической базы, говорится о необходимости улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в учебных заведениях разного уровня и рабочих коллективах. Это связано с тем, что в сложных социально-экономических, политических, геополитических условиях для сохранения национальной идентичности и территориальной целостности страны, возрождения ее экономической стабильности и защиты в случае внешней опасности патриотизм выступает как необходимое условие для будущего существования России. Целью данной статьи является изучение аксиологических основ патриотизма взрослого, так как он служит носителем ценностей и образцом для подрастающего поколения, передавая свой опыт через процессы воспитания и обучения. В статье рассматривается этимология понятия «патриотизм» с точки зрения аксиологического подхода, поскольку именно аксиология позволяет в контексте научного знания рассматривать глубинные процессы человеческого общества, взаимосвязь и взаимодействие людей с позиции значимости ценностей, прежде всего в их нравственной основе. Выявлены проблемы патриотизма взрослых, говорится о том, что проведение воспитательной политики и работы по повышению уровня их патриотизма возможно через различные социальные институты. Выделяются методы патриотического воспитания взрослых. Делается вывод о том, что в первую очередь следует уделять внимание воспитанию патриотизма у взрослых, так как они для подрастающего поколения являются образцами ценностных ориентиров.

DOI: 10.15372/PHE20170210
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОНГОЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СИБИРИ И МОНГОЛИИ

Д.В. Ушаков
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, д. 8
Ключевые слова: Россия, Монголия, взаимоотношения, молодежь, профессиональные ориентации, образовательное сотрудничество, потребности, потенциал, Russia, Mongolia, relationships, youth, career guidance, cooperation in education, needs, possibilities
Страницы: 85-93
Подраздел: МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация >>
Российский и монгольский народы имеют давние дружеские взаимоотношения, но за годы демократических и рыночных реформ многие позитивные связи были утрачены. В последние годы российско-монгольские отношения выходят на качественно новый уровень. В условиях все более возрастающей в последние годы потребности развития российско-монгольских отношений в позитивном ключе возникла необходимость подготовки квалифицированных кадров со знанием языков обеих стран. В статье приводятся результаты исследования профессиональных ориентаций монгольской молодежи как возможных направлений по подготовке кадров, а также данные о реальных потребностях и потенциале монгольской образовательной системы по их удовлетворению в получении населением высшего и среднего специального образования. Проведенные в Западной Монголии и в г. Улан-Баторе исследования позволили выделить наиболее перспективные возможности образовательного сотрудничества Сибири и Монголии в сфере подготовки кадров для монгольского народного хозяйства. Значимость развития научного и образовательного сотрудничества между Россией и Монголией заключается в возможности не только подготовки высококвалифицированных специалистов для продвижения новых производственных технологий и совместных бизнес-проектов, но и воспроизводства групп-трансляторов русского языка и российской культуры для сопредельных территорий в будущем.

DOI: 10.15372/PHE20170211
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ И ТЕНДЕНЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г.А. Горбунова1, О.П. Савельева2
1Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб.,7-9
veta5@yandex.ru
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Россия, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38
savelop@mail.ru
Ключевые слова: педагогика, профессиональное образование, интеграция наук в обучении, pedagogy, professional education, integration of science in education
Страницы: 94-101
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье анализируются современное состояние профессионального образования, специфика подготовки будущих педагогов-художников в контексте изменения образовательной парадигмы. Выделяются проблемы и намечаются тенденции изменения системы профессионального становления студентов-бакалавров. Отмечается, что основополагающим организационно-педагогическим условием является интеграция научного знания, опыта творческой деятельности и специальной подготовки в области педагогики и психологии. В целом процесс рассматривается как основывающийся на научно-обоснованных инновационных педагогических технологиях.

DOI: 10.15372/PHE20170212
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


13.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ

М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
maxma64_63@mail.ru
Ключевые слова: народные художественные промыслы, подготовка мастеров, кустарные мастерские, кустарная промышленность, инструкторские школы, folk art crafts, training of masters, handicraft workshops, artisanal industry, instructor school
Страницы: 102-108
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье исследуется специфика подготовки мастеров художественных промыслов в первой трети XX в., продиктованная новой политикой государства. Описывается ее экономическая предпосылка, связанная с тем, что традиционно в средней полосе русского государства кустарные изделия и их изготовление вносили существенную лепту в доход крестьянина. Авторами обращается внимание на то, что промышленный подход с его образцами, системой массового копирования, оказал и отрицательное влияние на художественную сторону выпускаемых изделий. В работе утверждается, что наибольший вред художественным промыслам и развитию декоративно-прикладного искусства был нанесен промышленным отношением к валу выпускаемых изделий, что, в конечном счете, привело в 1930-е гг. к закрытию многих самобытных и интересных кустарных мастерских. На основе исторического анализа подчеркивается, сколь важную роль играло народное искусство в организации кустарной промышленности. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны кустарных мастерских, их перерождение в предприятия народных художественных промыслов. Описываются три уровня системы подготовки художников-кустарей в виде системы учебно-показательных мастерских, инструкторских школ, техникумов и музеев кустарной промышленности; концепция организации инструкторских школ и обязанности, вменяемые им. Авторы приходят к выводу, что инструкторские школы, да и вся система подготовки кадров для народных промыслов явилась прообразом системы подготовки художника-педагога для школы и внешкольных учебных заведений. Инструкторские школы выполняли сегодняшнюю функцию художественных колледжей, художественных школ и в чем-то кружков и факультативов по прикладному искусству. Подчеркивается тот факт, что некоторые отрицательные моменты, которые выявились в работе инструкторских школ, отношение к ним перекочевали в современную систему организации дополнительного образования и ведения занятий по прикладному искусству. В то же время многое из положительного опыта оказалось забытым, хотя может быть с успехом применено при подготовке профессионалов в области современного декоративно-прикладного искусства.

DOI: 10.15372/PHE20170213
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


14.
РОЛЬ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (на примере КазНПУ им. Абая)

З.Ж. Рабилова, Б. Б. Нурбатыров
Казахский национальный педагогический университет им. Абая, 050010, Республика Казахстан, г. Алма-Ата, пр. Достык, д. 13
zoya.rabilova@mail.ru
Ключевые слова: базовые дисциплины, профессиональная компетентность, будущий учитель изобразительного искусства, basic discipline, professional competence, the future teacher of the fine arts
Страницы: 109-118
Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена раскрытию потенциала базовых дисциплин в развитии профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства на примере академического рисунка, академической живописи и композиции. Авторы уверены, что изучение базовых дисциплин обеспечивает прежде всего фундаментальную подготовку, развитие профессиональных умений и навыков будущего учителя изобразительного искусства. Хотя соответствующий профессиональный уровень формируется на протяжении всей профессиональной деятельности, уже на студенческой скамье закладываются основы того, что называется «научиться делать», то есть определенный уровень профессионального художественного мастерства, в чем, по сути, и заключается одна из граней профессиональной компетентности будущего учителя изобразительного искусства.

DOI: 10.15372/PHE20170214
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


15.
НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

А.А. Попов1, С.В. Ермаков2, М.С. Аверков3, П.П. Глухов1
1Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4
Gluhovpav.pav@gmail.com
2Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79
3КР МОО «Сибирский дом», 660100, Россия, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25б-6
Ключевые слова: математика, математическое образование, дополнительное образование, математические способности, открытое образование, mathematics, mathematical education, additional education, mathematical abilities, open education
Страницы: 119-129
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья посвящена анализу и проработке современных проблем математического дополнительного образования, а также исследованию дальнейших путей развития представленной области образования. Авторы рассматривают уже сложившуюся систему математического образования и прослеживают влияние традиций советской эпохи на актуальную картину данного образования. Примечательно то, что в статье математика рассматривается не только как дисциплина и предмет преподавания, но и как образовательная практика, которая может быть представлена в разных ипостасях. Критическому анализу подвергаются сложившиеся формы практик математического дополнительного образования, выделены их эффективные стороны и дефициты. Рассматриваются такие формы, как кружки любителей математики, предметные математические олимпиады, специализированные физико-математические школы и т. д. Отдельное внимание уделяется летним школам. Делается акцент на практике отбора и поддержки математически одаренных школьников как оказывающей ключевое влияние на построение системы математического образования как в XX в., так и в настоящее время. Помимо анализа оснований сложившихся подходов и целей математического образования исследуются современные контексты и вытекающие из них приоритеты математического образования. Анализируется перспективность для математического образования таких форматов, как игры и симуляторы (в том числе компьютерные игры), сериалы (как форма популяризации специфического знания) и др. Авторы выдвигают гипотезу о том, в рамках каких векторов должно произойти расширение математического дополнительного образования. В работе делается попытка ответить на следующие вопросы: какие новые форматы должны появиться в сфере математического образования; с какими популярными медийными трендами данная сфера могла бы синтезироваться; в каких современных практических обстоятельствах может быть применена специфика математического знания? В частности, рассматриваются перспективные форматы интенсивных школ, элективных курсов, клубов и их типовое разнообразие.

DOI: 10.15372/PHE20170215
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


16.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.В. Самардак
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук - 191
samardak@stu.ru
Ключевые слова: профессиональная направленность обучения, графическое представление информации, моделирование процессов, визуализация в процессе технического образования, язык графики в процессе создания информационно-коммуникативной среды, professional orientation of training, graphical representation of information, modeling, visualization in technical education, language chart in the process of creation of information-communicative environment
Страницы: 130-134
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Целью статьи является анализ проблем формирования профессиональной направленности образования студентов на основе изучения графических дисциплин. Графическое представление информации способствует визуализации и моделированию различных процессов при изучении теоретического и практического материала технических дисциплин. Особую роль играет язык графики в создании информационно-коммуникационной среды в инженерном образовании. Графическая подготовка как компонент инженерного образования должна выполнять следующие взаимосвязанные функции: общеобразовательные, общетехнические, специальные, общекультурные.

DOI: 10.15372/PHE20170216
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


17.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ ТЕСТОВ

Т.Г. Третьякова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
tamrika55@mail.ru
Ключевые слова: преподавательские тесты, оценивание учебных достижений, компоненты коммуникативной компетенции, развитие учащихся, teacher made tests, evaluation of achievement learning, components of communicative competence, developing of learner
Страницы: 135-148
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье выведены особенности обучения студентов факультета иностранных языков конструированию педагогических тестов для эффективного применения в школе. Преподавательские тесты применяются для оценивания учебных достижений. Объективность оценивания способствует развитию учащихся. Математико-статистическая обработка результатов тестирования, в том числе наличие показателей качества (надежности и валидности), обосновывает объективность оценивания. Подчеркнута профессиональная направленность процесса обучения, необходимость формирования нового взгляда на контрольные материалы, их соответствие современным требованиям педагогики. Обоснованы темы для изучения тестовой теории, особенностей лингводидактических тестов, их роли в формировании компонентов коммуникативной компетенции. Утверждается: необходимо понимание того, что можно измерить тестами, что оценивают разные тесты, в том числе клоуз-тесты; практические занятия проводятся с целью формирования умений конструирования тестов, определения статистических характеристик заданий.

DOI: 10.15372/PHE20170217
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


18.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛЫХ

Т.Н. Гриневецкая1, В.Е. Зенковская2
1Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 52
tanita973@list.ru
2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
zenkovskaia87@mail.ru
Ключевые слова: музейный педагог, социализация, культурно-образовательная деятельность, интерактивные технологии, мультимедийные технологии, социально-культурная деятельность, инновационная педагогическая технология, museum educator, socialization, cultural and educational activities, interactive technology, multimedia technology, socio-cultural activities, innovative teaching technology
Страницы: 149-156
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
В статье уделяется внимание роли музейного пространства в сохранении культурно-исторического наследия человечества. Музейная педагогика является новой сферой образовательной деятельности и может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. Современные инновационные технологии улучшают процесс восприятия музейной информации через создание эффекта сопричастности. Развитие интерактивных технологий способствует более близкому общению музейного посетителя с экспозицией. В последние годы появилось совершенно другое понимание сути взаимоотношений музея и посетителя, утвердился новый термин «культурно-образовательная деятельность», который подразумевает образование в пространстве культуры. Комплексное использование социокультурных возможностей культурно-образовательной организации обеспечивает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания: возрождение исторической преемственности культуры на основе национальных традиций, воссоздание во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм развлечений, возобновление интереса к народному искусству, ремеслам, народным играм, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.

DOI: 10.15372/PHE20170218
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


19.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПЕДАГОГИКИ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЕСТВА

В.В. Пахарь
Оренбургский государственный университет, 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13
pahar.viktor@mail.ru
Ключевые слова: подростки, социальный туризм, оренбургские казаки, девиантное поведение, патриотическое воспитание, teens, social tourism, Orenburg Cossacks, deviant behavior, patriotic education
Страницы: 156-165
Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация >>
Статья направлена на решение социально-педагогической проблемы преодоления девиантного поведения детей и подростков средствами социального туризма на территории Оренбургской области. Категория потребителей туристских услуг - дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, характеризующиеся девиантным поведением. В статье актуализированы важность и необходимость формированияи духовных основ детей и подростков на традициях оренбургского казачества средствами социального туризма. Автор статьи выявил специфические характеристики духовной и материальной культуры оренбургского казачества, являющиеся теоретико-методическим основанием внедрения технологий воспитания детей и подростков, отличающихся девиантным поведением; убедительно доказал, что социальный туризм является действенным средством и эффективной педагогической формой формирования позитивных моделей поведения детей и подростков.

DOI: 10.15372/PHE20170219
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


20.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТАТЕЙ ДЛЯ АВТОРОВ И ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ ПУБЛИКАЦИЙ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ ПРАКТИКЕ

Н.В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Страницы: 166-168

Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину