Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.198.157.15
    [SESS_TIME] => 1711690500
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 39a04faf43ef47d9e4e57d705edf5b4f
    [UNIQUE_KEY] => d72f54db0841ae02d685bea7873a398d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 1

ФАСИЛИТИРУЮЩИЕ И ИНГИБИРУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКУЮ КОММУНИКАЦИЮ ФАКТОРЫ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБУЧАЕМЫХ

П.В. Меньшиков
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
edeltanne@list.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, факторы, фасилитирующие и ингибирующие дидактическую коммуникацию, открытая коммуникативная позиция обучающего, дополнительные линии коммуникации, didactic communication, factors facilitating and inhibiting didactic communication, open communicative position of a student, additional communication
Страницы: 1631-1639

Аннотация

Статья посвящена проблеме эффективности дидактической коммуникации обучаемого и обучающего. Анализ отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует о росте интереса исследователей к более глубокому изучению факторов, фасилитирующих и ингибирующих процесс дидактической коммуникации. Однако субъективные представления обучаемых об этих факторах недостаточно изучены педагогической психологией. Исследование строится на базе предложенной автором модели дидактической коммуникации, включающей такие аспекты, как темпорально-топологический (время и пространство учебного взаимодействия), организационный, индивидуально-личностный, рефлексивный. Инструментом исследования послужила авторская методика опросного типа, отражающая вышеуказанные структурные компоненты процесса дидактической коммуникации. В состав исследовательской выборки вошли три группы студентов первого курса Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского (средний возраст 18 лет, общая выборка составила 84 человека). По итогам исследования выявлены представления обучаемых о факторах, благоприятствующих и препятствующих процессу дидактической коммуникации с обучающим. Респонденты отдали предпочтение учебному взаимодействию, которому присущи психологически комфортные темпорально-топологические условия, открытая коммуникативная позиция обучающего и его коммуникативная инициативность. Обучаемыми одобряются формы организации учебного взаимодействия, характеризующиеся возможностью образования дополнительных линий коммуникации, задействованностью многих каналов передачи учебного содержания, аффективной насыщенностью процесса дидактической коммуникации. Не приветствуется дидактическая коммуникация, которая своими темпорально-топологическими характеристиками сводит на нет коммуникативную инициативу участников и обедняет репертуар их взаимодействия.

DOI: 10.15372/PEMW20180110