Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.234.165.107
    [SESS_TIME] => 1711657357
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => d781e5269f27ac528cb75f20f9aa088c
    [UNIQUE_KEY] => 021bb07b3f7634ee2265c4529b0b1ce2
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Профессиональное образование в современном мире

2018 год, номер 1

НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация
mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: психологический анализ учебного занятия, педагог, рефлексия, целеполагание, проектирование, организация познавательной активности, учебной деятельности, мотивация обучающей деятельности, стиль общения, особенности общения, дидактическая коммуникация, профессиональная рефлексия, psychological analysis of a lesson, teacher, reflection, goal setting, design, , organization of cognitive activity, educational activities, motivation of learning activity, style of communication, features of communication, didactic communication, professional reflection
Страницы: 1717-1726

Аннотация

Психологический анализ учебного занятия представляет собой комплексную процедуру, которая дает возможность исследовать психологическую обоснованность и целесообразность действий педагога, а также осуществить гармоничное и успешное проектирование учебных занятий в будущем. Предметом психологического исследования/рефлексии являются поведенческие акты (поступки и действия) педагога: учителя, преподавателя на занятии - и вызываемые ими формы активности школьников/студентов. Можно выделить следующие аспекты анализа: целеполагание занятия и его проектирование; психологию организации познавательной активности учащихся; 3) мотивацию учебной деятельности студентов и построение отношений с ними; 4) стиль и иные особенности профессионального общения и дидактической коммуникации в целом; 5) профессиональную рефлексию. При всей важности особенностей познавательной, мотивационной и интерактивной сторон актуального взаимодействия наибольшее значение в успешности занятий и проектировании имеют профессиональная рефлексия и целеполагание специалиста. Целеполагание позволяет оценить особенности имеющихся у педагога/преподавателя умений и знаний в области проектирования и конструирования, рефлексия - воздействовать на развитие этих знаний и умений. Использование интегративной схемы психологического анализа учебного занятия позволяет будущим и работающим педагогам смоделировать психологически содержательный способ педагогического взаимодействия, в котором представлен не один, а система компонентов психологической подготовки к педагогической деятельности. В своем профессиональном становлении и развитии студент и педагог переходят от анализа деятельности и действий отдельных участников к целостной картине взаимодействия, объединяющей их конкретные, позитивные и негативные, большие или меньшие вклады в проектирование, воплощение и рефлексию занятия, а также различные его аспекты: ценностно-мотивационные, познавательные, коммуникативные.

DOI: 10.15372/PEMW20180121