Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 44.200.249.42
    [SESS_TIME] => 1711620456
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 748d157a92b41b766b4e1f64062b58bd
    [UNIQUE_KEY] => 0e4380bf235d2c4bcf0c368c73fd2113
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 2

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИНФОГРАФИКИ МЫСЛЕННЫХ ФИЛОСОФСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

А.В. Макулин
Северный государственный медицинский университет, 163001, Россия, г. Архангельск, пр. Троицкий, 51
Art-makulin@yandex.ru
Ключевые слова: инфографика, визуализация, формализация, infographics, visualization, formalization
Страницы: 147-164
Подраздел: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблемам визуализации философского знания на примере инфографики мысленных философских экспериментов. Не секрет, что уже в момент своего возникновения философия как вершина абстрактного способа понимания мира имела несколько преимуществ перед предметным познанием мира. Интеллигибельная интенция философского познания, выросшая в рамках классической метафизики, приспособила свой категориальный аппарат к познанию того, что в принципе нельзя не только увидеть, но даже и познать до конца. Со времен Платона и его знаменитого «мифа о пещере» философы единодушны в том, что только построение умозрительных теорий может полноценно объяснять все проблемы философского познания. В то же время наглядное и визуальное, несмотря на антивизуальную риторику, постоянно присутствовало в философском дискурсе в форме визуальной метафоры, даже несмотря на то, что, согласно классическому платоновскому идеализму, видимое и умопостигаемое стремятся в определенной степени к несовместимым целям, поскольку первое ориентируется на мир иллюзий, теней и заблуждений, второе - на истинный свет истины, исходящий от «солнцеподобного» блага, доступного для созерцания только специально подготовленному с помощью философских упражнений внутреннему умственному зрению. Однако на протяжении интеллектуальной эволюции, то есть эволюции философии и науки, тактика визуального познания развивалась в мире познания, создав целый пласт визуальных метафор, которые в свою очередь благодаря «конструктивной» стороне не только оказались наглядными, но и послужили материалом, как для мысленных философских экспериментов, так и мысленных экспериментов в области науки. Появилась возможность построения полноценных гомоморфных моделей, часть из которых не только описывалась визуально-метафорически, но и имела графические аналоги. Методология и методика исследования выстроены на базе подходов, возникших в рамках так называемого «визуального поворота» в философии. В качестве методики визуального анализа и представления философских мысленных экспериментов использован табличный метод и круговые диаграммы с внутренними связями. Основным методом анализа выступает разложение мысленных экспериментов на составные элементы и их последующее комбинаторное сочетание. Результаты исследования. Предложена авторская методика разложения мысленных философских экспериментов на основе базовых логико-структурных, рефлексивных и информационных критериев, позволяющих находить ключевой рефлексивно-структурный механизм, определяющий сущность и отличительные черты того или иного мысленного эксперимента. Представлена таблица вероятных комбинаций 26 известных мысленных экспериментов, которая показывает конечный диапазон наложения и связи выбранных мысленных экспериментов друг с другом. В рамках выявленных комбинаций определены наиболее известные связи мысленных экспериментов, выступающих по отношению друг к другу в качестве взаимодополнения или даже аналога. Заключение. Охарактеризована роль инфографики мысленных экспериментов в процессе развития визуального мышления, без которого немыслима современная система образования, формирующая «визуальную грамотность» обучающегося, способную предоставить будущим специалистам способы извлечения новых знаний и их трансляции в визуальном мире Интернета.

DOI: 10.15372/PHE20180212