НЕОБХОДИМОСТЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Э.В. Барбашина1,2
1Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Российская Федерация linaba@mail.ru 2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация
Ключевые слова: современное образование, формирование и развитие критического мышления, индивидуальное/персональное развитие, способы отбора, анализа, систематизации и интерпретации информации, contemporary education, formation and development of critical thinking, individual/personal development, tool of selection, analysis, systematization and interpretation of information
Страницы: 1777-1787 Подраздел: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация
На основе исторического и современного материала проанализированы значимые характеристики и условия формирования критического мышления, возникновение, формирование и дальнейшее развитие которого обусловлено социально-историческим контекстом, начиная с Древней Греции и заканчивая современным обществом. Обоснована необходимость формирования критического мышления как определяющего фактора развития личности в современных условиях. Особенно значимым процесс формирования критического мышления становится в условиях перехода к персонифицированной парадигме образования. Обосновано, что условием перехода к индивидуальному обучению является развитие критического мышления как необходимого навыка отбора, анализа, систематизации, интерпретации информации. Показаны и частично устранены методические сложности в определении критического мышления, вызванные, с одной стороны, его «расширением», а с другой - «сужением». Выявлены значимые характеристики критического мышления: открытость, пластичность, целеориентированность, саморефлексивность и самоскептицизм. Продемонстрирована необходимость таких элементов критического мышления, как гипотезирование и вопрошание.
DOI: 10.15372/PEMW20180205 |