ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
И.В. Яковлева, Т.С. Косенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация uhova2005@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философия воспитания, аксиология, эволюция, духовные ценности, образовательная модель, philosophy of education, philosophy of upbringing, axiology, evolution, spiritual values, educational model
Страницы: 1796-1805 Подраздел: ФИЛОСОФИЯ
Аннотация
Введение. Философско-аксиологический взгляд на динамику становления и развитие российского образования, содержащего основные признаки социума, в котором оно функционирует, в норме представляющего собой «слепок» породившей его культуры (фрактальный признак) - фундамент отечественного образования. Цели - проанализировать исторические условия и проблемы взаимосвязи образовательной модели с ценностями и нормами культуры и общества; показать, что философский взгляд на специфику отражения в образовании опыта социокультурной жизнедеятельности дает возможность теоретически осмыслить современную образовательную реальность, развивающуюся в супердинамичных социальных условиях глобально-информационной культуры. Методология и методы исследования. Сравнительная характеристика динамики исторического развития западной и российской моделей образования позволяет сделать анализ с помощью методологических основ философии образования (онтологии, эпистемологии и аксиологии) и определить общие стратегии построения нового гражданского общества с ценностно-гуманистическим типом сознания. Спрогнозировать создание единого образовательного вектора представляется возможным на основе признания «европейского измерения в образовании» и становления интегрального интеллекта человека (интеллекта, но не ресурса мышления, духовного потенциала или воспитывающих ценностей). Реальная модернизация образования в современном понимании поднимает вопрос о подготовке педагогических кадров, прошедших путь «индивидуализации» или «сущностной трансформации». Сегодня остро необходим постоянно развивающийся педагог, знакомый с новыми способами коммуникации, открытый для инноваций и нравственной экологии, что требует детального анализа с позиции методологических возможностей философии образования. Практическая значимость. Предлагаемый в статье историко-философский анализ, а также онтологический и аксиологический инструментарий позволяют оперативно оценить современное состояние проблемы взаимодействия образования и социокультурных ценностей. Материал статьи может быть полезен специалистам, занимающимся вопросами генезиса онтологических и методологических оснований современной философии образования и поиска пути выстраивания нового образовательного вектора. Научная новизна и результаты. В статье делаются выводы о специфике и возможности расширения ареала присутствия отечественного образования в мировом пространстве, автономии собственных российских ценностей системы образования. Праксиологический анализ социокультурных реалий современности указывает на то, что постмодернистская культура перестала быть отраслевой, а социальное развитие стало интегративным. В единстве они движутся к новому типу рациональности и новым способам коммуникации. Для развивающейся России остается открытым вопрос: какие социокультурные приоритеты потребуется эволюционировать в качестве современных ценностных образовательных ориентиров?
DOI: 10.15372/PEMW20180207 |