ОБ УСЛОВИЯХ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И СПЕЦИАЛИТЕТА В РОССИИ
Д.Р. Вахитов1, Т.Н. Гриневецкая2, И.А. Лаврентьева1
1Российский государственный университет правосудия, Россия, 117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., 69 vahitov1972@gmail.com 2Новосибирский государственный медицинский университет, Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52 tanita973@list.ru
Ключевые слова: глобализация, Болонский процесс, двухуровневая система образования, бакалавриат, магистратура, университет, специалитет, компетенции, профессорско-преподавательский состав, globalization, Bologna process, two-level education system, Bachelor's degree, Master's program, university, specialist’s program, competence, faculty
Страницы: 42-51 Подраздел: ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки кадров в условиях двухуровневой системы образования и специалитета в нашей стране. Методология и методика исследования. Методология исследования представлена совокупностью философского, общенаучного, конкретно-научного и технологического уровней; методика исследования - совокупностью конкретных форм, методов и средств теоретических и прикладных исследований в области педагогики профессионального образования. Результаты исследования. Переход отечественной системы образования к двухуровневой системе подготовки (бакалавриат, магистратура) был связан с вхождением России в Болонское соглашение, что привело к унификации образовательной системы нашей страны в соответствии с общемировой. С момента начала действия Болонского процесса прошло достаточно времени, что позволяет подвести ряд предварительных итогов. Во-первых, в советской системе образования времени на получение высшего образования давалось больше, что позволяло ускорить процесс взросления обучающегося. Во-вторых, содержание учебного плана специалитета в советском вузе было направлено на фундаментальную, академическую подготовку, а при обучении в бакалавриате упор делается на овладение компетенциями и трудовыми функциями. В-третьих, поскольку обучение в СССР было бесплатным на всех уровнях, отсутствовало расслоение между студентами по имущественному признаку, которое в настоящее время приняло опасные масштабы. Заключение . Существующая система двухуровневого образования находится в стадии становления, уступает по ряду параметров специалитету советского образца, но в случае проведения успешных структурных реформ в экономике востребованность в выпускниках бакалавриата и магистратуры возрастет и экономические субъекты станут активно участвовать в формировании новых образовательных концепций.
DOI: 10.15372/PHE20180304 |