ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ИНТЕГРАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ДИЛЕММА РОДНОГО ЯЗЫКА
Е.А. Ерохина
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия leroh@mail.ru
Ключевые слова: проекты человеческого развития, этносоциальные процессы, модель регулирования, общественная экспертиза, дилемма родного языка, межэтническое сообщество, human development projects, ethno-social processes, regulatory model, public expertise, native language dilemma, interethnic community
Страницы: 137-150
Аннотация
Введение. Современный мир немыслим без инноваций и социальных механизмов их поддержки и продвижения. Однако их внедрение сопряжено с определенными рисками общественного развития. Вместе с изменяющимися условиями возникают предпосылки для становления новых моделей управления, предполагающих вовлечение в процесс принятия решений новых субъектов - заинтересованных в социальных инновациях акторов. Их роль велика в проектах человеческого развития, в том числе в образовании, где особенно сильно ощущается влияние общественных экспертных институтов. Общественная экспертиза является элементом интегративно-коммуникативной модели регулирования этносоциальных процессов. В статье опыт общественной мобилизации для законодательного разрешения проблемы преподавания родного языка в системе среднего образования представлен как кейс, иллюстрирующий ее возможности. Методология и методика исследования. В основу общеметодологической базы исследования положен критический подход, предложенный в философских и социологических концепциях М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса и других представителей франкфуртской школы, выступавших с позиций критики технократизма. Исследование опирается на аналитический метод, анализ законодательных актов в сфере языковой политики, образования, национальной политики, политики в области реализации прав коренных малочисленных народов, личные наблюдения. Результаты исследования. Образование является сферой воспроизводства общественных благ. Противоречие между гуманистическим содержанием образовательного процесса и менеджериальными практиками его администрирования негативно воздействует на предметные области, которые отвечают за воспроизводство целостности личности. Это все гуманитарные дисциплины и в особенности родной язык и родная литература. Инструментом снятия указанного противоречия является общественная экспертиза, вовлекающая в деятельность по оценке состояния развития языков народов России, условий их воспроизводства в межэтнических сообществах представителей педагогической и родительской общественности в национальных субъектах РФ. Участие в управлении «человека с улицы», прямо заинтересованного в том, чтобы важные вопросы, напрямую задевающие его, решались им совместно с чиновниками и учеными, является подлинно инновационным элементом общественной жизни. Заключение. Ценностными ориентирами интегративно-коммуникативной модели остаются интеграция без ассимиляции на основе уважения прав человека, в том числе права на сохранение и развитие родного языка, гибкого учета этнокультурной специфики межэтнических сообществ, активного взаимодействия государства с негосударственными субъектами ее реализации, экспертным сообществом и институтами гражданского общества. Как показал кейс, иллюстрирующий роль общественного участия в законодательном решении дилеммы родного языка, эта модель вполне реализуема в экспертных практиках с участием учителей низшего звена образовательной вертикали.
DOI: 10.15372/PHE20190309 |