Управление уровнем звукового удара, создаваемого летательным аппаратом, путем криогенного воздействия на процесс обтекания. 1. Охлаждение поверхности летательного аппарата
В. М. Фомин*, В. Ф. Чиркашенко**, В. Ф. Волков***, А. М. Харитонов****
* Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, fomin@itam.nsc.ru ** Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, chirash@itam.nsc.ru *** Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, volkov@itam.nsc.ru **** Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН, _khar@itam.nsc.ru
Ключевые слова: сверхзвуковой самолет, звуковой удар, головная ударная волна, криогенное воздействие, хладагент, структура течения
Страницы: 962-970
Аннотация
Обсуждается возможность управления уровнем звукового удара путем охлаждения поверхности летательного аппарата. На примере модифицированного степенного тела вращения показано влияние охлаждения поверхности на формирование структуры возмущенного течения на больших удалениях от тела. Обнаружено снижение интенсивности промежуточной ударной волны и импульса возмущенного давления вблизи тела, что приводит к увеличению протяженности по высоте области снижения уровня звукового удара (до 50 %). На больших удалениях от тела криогенное воздействие обеспечивает снижение интенсивности головной ударной волны на 12 %. Показана возможность управления процессом формирования вблизи обтекаемой поверхности волновых структур типа висячих скачков давления. Дается объяснение механизма криогенного воздействия.
|