ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ В США И ЯПОНИИ
D. P. Ericson
University of Hawaii, ericson@hawaii.edu
Ключевые слова: образованный человек, США, Япония, культура
Страницы: 138-159
Аннотация
Автор исследует некоторые традиционные представления об образованном человеке, существующие в США и Японии. В США, которые являются наследниками греко-римской традиции, в настоящее время широко используются два толкования понятия «образованный человек». Одно из них связано с представлением о «культурной грамотности» (что ассоциируется с консервативной политической теорией), а другое - с критически-креативным мышлением (в рамках либерально- демократической концепции). В Японии же представление об образованном человеке формировалось под влиянием буддизма, даосизма и конфуцианства - на фоне доминирующего синтоизма (исконно японского учения). Благодаря влиянию - интелектуальному, духовному и эстетическому - всех этих традиций японцы создали собственные представления о культурном развитии (кё-ё) и культуре (бунка). Эти понятия лежат в основе таких традиционных японских видов искусства, как танец, чайная церемония, стихосложение, искусство бумажной пластики (оригами), игра на сямисене) шестиструнном музыкальном инструменте и каллиграфия. Изначально только священнослужители и самураи могли заниматься этими искусствами; однако во время эпохи Токугава, начавшейся в XVII в., эти виды искусства начали распространяться и среди простолюдинов, стремившихся подражать знати. Это произошло благодаря учреждению частных школ. В конце феодального периода эти искусства стали достоянием всех слоев японского общества. Автор замечает, что такого рода культурное образование не способствовало социальному и экономическому развитию страны. Анализ данных представлений является своего рода прелюдией к более обширному исследованию. Автор предлагает преодолеть противоречия, обусловленные различными представлениями японцев и американцев о том, каким должен быть образованный человек (эти различия объясняются разницей в их менталитете), введя термин «системное» пред- ставление об образованном человеке. То, что образовательная система в обеих странах ориентирована на распределение (социальное ранжирование) в конечном счете, влечет за собой и «распределение» жизненного пути для каждого конкретного индивидуума. Погоня за оценками, результатами тестов и дипломами подрывает традиционные представления об образованности, что приносит существенный вред и американскому, и японскому обществу.
|