ГЛАВА I. ОТ ОНТОЛОГИИ К ПОЛИТИКЕ
Йозеф Шмайс
Университета им. Масарика smajs@mail.muni.cz
Страницы: 94-105
Аннотация
Необходимость тесного соединения онтологии и политики Аристотелю, вероятно, показалась бы сомнительной. Онтология, как наука о бытии сущего, занимаясь поисками адекватного способа общего теоретического понимания мира, никогда не имела ничего общего с теорией управления общинами и государством. Успешность политики была чисто эмпирическим фактом (то есть вырастала из опыта), который никак не зависел от философского представления о действительности как о целом - философской онтологии. Но усугубляющийся в настоящее время экологический кризис обесценивает опыт, здравый смысл и практические знания как традиционные источники политической мудрости. Глобальная экологическая политика, которая только возникает и которая могла бы находящуюся в опасности культуру (человеческую цивилизацию) провести через горнило кризиса, будет вынуждена обратиться к онтологии и наукам о человеке и человеческой цивилизации. То есть эта политика не будет успешна без адекватного онтологического концепта культуры и природы. Поэтому экологически ответственная философия находится на полпути к возникающей экологической политике: в форме эволюционной онтологии раздвигает рамки традиционной философской мудрости, давая теоретический «диагноз» культуре, находящейся перед лицом надвигающейся экологической катастрофы [1].
|