Оптимизационное проектирование ротора гидротурбины по критериям эффективностьв€’прочность
Д. В. Банников1, Д. В. Есипов2, С. Г. Черный3, Д. В. Чирков4
1 Институт вычислительных технологий СО РАН 2 Институт вычислительных технологий СО РАН 3 Институт вычислительных технологий СО РАН, cher@ict.nsc.ru 4 Институт вычислительных технологий СО РАН
Ключевые слова: гидротурбина, численное моделирование, оптимизация, гидродинамические потери энергии, прочность
Страницы: 651-658
Аннотация
Система оптимизационного проектирования рабочего колеса гидротурбины [1] расширяется включением экономичных методик расчета потерь энергии во всей проточной части гидротурбины и напряженно-деформированного состояния лопасти. Потери энергии находятся на основе моделирования пространственного турбулентного потока и инженерных полуэмпирических формул. Напряженно-деформированное состояние определяется из решения линейной задачи упругости для изолированной лопасти, нагруженной гидродинамическим давлением, методом граничных элементов. С помощью предложенной системы решается задача проектирования рабочего колеса турбины мощностью 640 МВт, дающего заданную зависимость КПД от режима работы турбины (критерий эффективности). При этом возникающие в нем напряжения не превосходят критического значения (критерий прочности).
|