ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОБРАЗОВАННЫМ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПЛАТОНА И ГЕГЕЛЯ
К. Василики
Университет Македонии, Македонии, Греция vkaravakou@yahoo.co.uk
Ключевые слова: политическое образование, политическая эпистемология, демократия, гражданство
Страницы: 94-105
Аннотация
В значительной степени образование объясняет и оправдывает государство и развитие любого современного политического общества. В этом смысле образование предает степень рациональности и зрелости общества в попытке поддержать императивы демократии. Современный мир исповедует поразительную преданность некоторому диапазону ценностей. Образование – одна из таких ценностей, которые наши современные демократические государства стремятся выразить и реализовать. Почти каждая современная политическая философия подписывается под этими ценностями, предоставляя аргументы об их природе и совместимости друг с другом. Ни одна из них, однако, не возвышает образование до такого высокого, безусловного статуса, как это сделали Платон и Гегель. Действительно, почти никакая политическая теория не оправдывает действие вопреки общераспространённой законности на эпистемологической основе. Хотя Платон и Гегель были весьма критически настроены по отношению к демократии или даже отрицали ее, они оба мыслили знание как необходимую предпосылку как индивидуальной, так и социальной свободы и процветания. Это означало, что было бы серьезной ошибкой не судить на основе достаточного знания а) ответственность за принятие политического решения и б) участие в политической деятельности. Данная статья стремится осветить эпистемологические и образовательные требования в их политических взглядах. Современная политическая философия пренебрегла Платоном и Гегелем в силу недемократической природы их политического видения. Данная статья утверждает, что, несмотря на указанную направленность их видения, они оба предложили положительные аргументы в пользу укрепления институционального пространства современной демократии. В этом смысле их идеалистический критический анализ демократии может побудить нас вновь обратиться к конечной цели демократической культуры, то есть формированию ответственных и образованных граждан и рассмотреть это как центральную задачу современного политического образования.
|