ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Наливайко, Е.В. Покасова
Институт философии и права СО РАН, Новосибирск n-nalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, трансформация, рефлексия, глобализация, экономическое развитие, человеческий капитал, научно-инновационное развитие
Страницы: 9-17 Подраздел: ВОПРОСЫ ИННОВАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
Философия образования должна преодолеть хаотичность и неопределенность траекторий современного реформирования образования, обосновать основные приоритеты, пути и средства достижения его общедоступности, повышения качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Это тем более важно, что мы существуем в глобальном мире, который сегодня является жестким, конкурентным, опасным, поэтому иметь устремленную вперед стратегию развития системы образования жизненно важно. В статье показано, что предметом и объектом исследований философия образования (как раздела социальной философии) является взаимодействие общества и образования. Проблемное поле философии образования связано с рефлексией трансформаций, происходящих быстрыми темпами в обществе и образовании, в их взаимодействии и взаимосвязи. Россия закончила свой постсоветский период развития, но современная стратегия развития общества и системы образования все еще непонятна, нет четкого представления о том, куда и как развиваться дальше. Кто-то скажет, о каком прогнозе, о какой отечественной системе образования можно говорить в условиях острейших проблем экономики, социальной сферы, всепроникающей коррупции? Однако трансформация системы образования как подсистемы этого общества объективна, и философия образования призвана рефлексировать тенденции их развития, выполняя свою прогностическую функцию, использовать накопленные знания об образовании для выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития.
|