ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И ВОСТОЧНОАЗИАТСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ
В.Н. Никитенко1, И.А. Файнфельд2
1Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан rsgilab@rambler.ru 2Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, Биробиджан kaf psi@prgusa.ru
Ключевые слова: образование, личность, христианские традиции, образовательные парадигмы, саморазвитие человека
Страницы: 12-21 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ западной и восточной парадигм образования человека; они рассматриваются как равнозначные и взаимодополняющие. Вместе взятые, эти парадигмы полнее отражают сущность образования и саморазвития личности. Западноевропейская парадигма образования базируется на христианских традициях и рационалистической науке. В рамках этой парадигмы человек, как познающий и образующийся субъект, противопоставлен объекту своего познания, учитель и педагог – своим ученикам и воспитанникам. Восточноазиатские философские учения не выделяют человека из холической системы мироздания. Образование человека, согласно восточноазиатским учениям, заключается в поэтапном «просветлении» его сознания и чувствовании себя в единстве со всем миром. Для этого в образовательных системах Восточной Азии сложились специфические, отличные от западноевропейских, приемы и методы образования – коаны, медитация и другие.Синтез западноевропейской и восточноазиатской образовательных парадигм обеспечивает более высокий потенциал для саморазвития человека, чем каждая из них в отдельности.
|