Исследование кольцевого сопла на продуктах сгорания углеводородных топлив
В.А. Левин1, Н.Е. Афонина1, В.Г. Громов1, Г.Д. Смехов1, А.Н. Хмелевский1, В.В. Марков1,2
1Институт механики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва gromov@imec.msu.ru 2Математический институт им. В.А. Стеклова РАН
Ключевые слова: тяговый реактивный модуль, сопло Лаваля, кольцевое сопло, скачок уплотнения, горение
Страницы: 269-276
Аннотация
Методами натурного и вычислительного экспериментов исследованы течения в тяговом реактивном модуле с кольцевым соплом и с дефлектором в виде сферического сегмента. В качестве рабочего газа использовались продукты сгорания смесей воздуха с ацетиленом, газофазными авиационным керосином и природным газом. Экспериментальные исследования проводились в импульсной аэродинамической установке в диапазоне давления торможения от 0,48 до 2,05 МПа. Расчеты для случаев истечения продуктов сгорания в наземных и высотных условиях выполнялись по оригинальным вычислительным программам, в которых использовались системы уравнений Эйлера и Навье-Стокса, дополненные уравнениями химической кинетики. Установлено, что тяга реактивного модуля с кольцевым соплом в высотных условиях почти вдвое превосходит тягу звукового сопла, но меньше (примерно на 25 %) тяги идеального расчетного сопла Лаваля, причем разница заметно снижается с уменьшением высоты полёта и давления торможения.
|