РОЛЬ И МЕСТО ГАРМОНИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Н.А. Примеров
Кемеровский государственный университет культуры и искусств Детская музыкальная школа №2 Новосибирск primerov@ngs.ru
Ключевые слова: гармонь, гармоника, народное музицирование, традиции, культурные ценности, музыкально-певческое творчество, духовность, патриотизм, национальный инструмент, преемственность
Страницы: 72-79
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственного потенциала личности, ценностных ориентаций через приобщение к традиционной музыкально-певческой культуре баянистов и гармонистов. Народные инструменты занимают определенную нишу не только в воспитании молодого поколения, но и в сохранении национальной и социальной общности. Автор попытался соотнести отношение к народной музыке, музыкально-певческому творчеству с духовно-нравственными предпочтениями и убеждениями школьников. Он также изучает те причины, которые мешают сохранению и развитию народной музыкально-певческой культуры в России, затрагивает проблемные вопросы отечественного образования в сфере музыкального воспитания и обучения. Определяет социальную значимость народных инструментов в жизни русского народа и российского общества в целом. Автор указывает на слабую роль государства в сохранении национальных музыкальных культурных традиций, на противоречивость процесса образования и воспитания в общеобразовательных школах и вузах. По его мнению, проникновение чужеродной культуры на русскую почву – явление далеко не безобидное, следует в обязательном порядке принимать контрмеры, защищать отечественную культуру, традиции, беречь самобытных музыкантов, воспитывать молодых людей на лучших образцах народного искусства. В этом плане гармонь и все музыкально-певческие жанры с ее использованием являются важнейшим и эффективным фактором сохранения и воссоздания духовно-нравственного потенциала общества, формирования национального самосознания и патриотического воспитания молодежи.
На основе проведенных исследований предлагается комплекс мер по организации духовно-нравственного воспитания молодого поколения, разрабатывается концепция образовательной и социальной деятельности в сфере сбережения и распространения культурных ценностей, приобщения к ним школьников и студентов.
|