А.А. Меденцев1, А.В. Черняйкин2
1 Томский лесотехнический техникум
Томск
2 Томский институт переподготовки кадров и агробизнеса
Томск
tipkia102@mail.ru
Ключевые слова: самоопределение сельской молодежи, социально-производственные коллизии, кластерный подход, средовые компоненты, дуальная модель обучения, дидактический принцип «учись, работая», практико-ориентированные проекты
Страницы: 176-181
Рассмотрена возможность развития сельских территорий через создание дуальной модели обучения на основе кластерного подхода. Показано, что интериоризация обучающимися факторов социальной и производственной среды при применении дидактического принципа «учись, работая» способствует подготовке высококвалифицированных специалистов сельского
хозяйства, готовых обживать и развивать сельские территории. Особое внимание в статье отводится представителям сельской молодежи, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. При этом люди, выросшие в сельской местности и не понаслышке знакомые со спецификой сельского образа жизни, смогут наиболее эффективно решать проблемы развития села. Отмечается, что принципиально важным вопросом при самоопределении молодого поколения является формирование механизмов управления профессионального сопровождения.
В ходе исследования образовательного процесса, осуществляемого учреждениями сельскохозяйственного среднего профобразования, выявлено реальное противоречие между детерминированной системой подготовки студентов и стохастистическим характером аграрной образовательной среды. Рассмотрены пути преодоления этого противоречия. В частности, предлагается в Сибирском регионе на базе учреждений среднего профессионального образования открыть «пилотные площадки» как для теоретического обобщения передовой практики, так и для выработки конкретных механизмов решения важной государственной задачи – кадрового обеспечения развития сельских территорий.