Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.133.152.189
    [SESS_TIME] => 1733247256
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 96e4a9953bdabd84bce76714ceacd083
    [UNIQUE_KEY] => e40b7e647d058e16f12b21eefacce712
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 2

Высшее образование в контексте основного противоречия современной России

А.С. Фролов
Алтайская академия экономики и права, 656038 г.Барнаул, пр-т Комсомольский, дом 82
asfrolof@mail.ru
Ключевые слова: современная Россия, противоречие, высшее образование, образовательная стратегия, ценностно-воспитательная сторона образования, либерализм
Страницы: 20-35

Аннотация

В статье анализируются основные проблемы либерального реформирования системы высшего образования в современной России. Отправной точкой анализа является положение о том, что основным ориентиром этого реформирования является опыт стран Запада. Автор рассматривает особенности российской государственной образовательной стратегии, выявляет ее социально-экономическую основу и акцентирует внимание на том, как в этой стратегии отражаются положительные и проблемные стороны развития высшего образования западноевропейских стран. Можно выделить следующие особенности образовательной «стратегии» современного российского государства: нахрапистое внедрение в российскую систему высшего образования бесперспективных, тупиковых западных общих образовательных моделей и частных характеристик; игнорирование тех сторон западноевропейских систем высшего образования, достоинства которых очевидны, или же заимствование некоторых из них, но без предварительного обеспечения соответствующих условий, в результате чего «благие намерения» оборачиваются карикатурой и пошлостью; сведение образовательного процесса к «технологиям» при фактической «деконструкции» его ценностно-воспитательной составляющей, что в контексте ускоренно распространяющихся в современных западных странах откровенно гнусных и агрессивных нравственных девиаций и патологий, стремительной трансформации «клинического» в прогрессивно-креативную норму (движение ЛГБТ, педофилия и т. п.) порождает принципиальную угрозу духовного вырождения, «высокотехнологичного» обращения личности в скотское состояние. Со ссылкой на отечественных экспертов по проблемам образования в статье утверждается то, что одним из значительных последствий такой образовательной стратегии является сокращение числа специальностей в системе высшего образования России. В условиях, когда в сфере научного знания наряду с интеграционными процессами действует и тенденция специализации, прямолинейное заимствование установок «Болонской Декларации» не может не оказывать серьезного отрицательного влияния на подготовку в стране кадров высшей квалификации. Автор сопоставляет процесс трансформации во многих современных странах высшего образования во всеобщее с тенденциями развития отечественной системы высшего образования, демонстрируя необходимость соответствующей корректировки государственной образовательной политики. Автор также рассматривает возможные последствия для российской системы высшего образования начавшегося процесса реформирования главного субъекта развития отечественной науки - Российской Академии Наук. В статье обосновывается мысль о том, что в условиях трансформации в странах Запада нравственных патологий в норму необходимо принципиальное усиление ценностно-воспитательной стороны отечественного высшего образования. В заключение автор обращается к утвердившейся в современной России модели капитализма и делает выводы о связи между ее содержанием и деформациями, существующими в системе отечественного высшего образования.