Е.Ф. Мороз
Сибирская пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций, 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Северная, д. 1,
moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: образование, образовательное общество, профессиональное образование, национальное образование, национально-профилированное образование, этнос
Страницы: 40-48
Анализ процессов, происходящих в обществе, показывает, что образование постепенно стало переходить из образовательных институтов в социокультурную среду. Происходит экспансия образования на общество, получают образовательный статус формы образования в различных сферах социальной жизни. Средствами, способствующими становлению образовательного общества, является многообразная сложная система знаний, функционирующая в обществе, новые типы коммуникаций, а также ставший в современном обществе весьма востребованным образовательный потенциал национальных культур.
Идеи создания единого образовательного пространства региона, высказываемые сегодня в концепциях национально-профилированного образования, имеют исключительную важность для современного этапа развития России. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкретные условия и проблемы, стоящие перед образованием. Развитие единого образовательного пространства России связано с защитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.
Развитие национального образования является важнейшим направлением и средством становления образовательного общества в многонациональной России. Идеи использования национального опыта в развитии образования широко представлены в концепциях национальных школ, национально-профилированных колледжей, концепциях подхода к образованию, которое сосредоточено главным образом не в институциональной сфере, а транслируется через каналы «естественной» жизни. В нашей стране идеи создания народной национальной школы, воспитывающей учеников через освоение духовных богатств национальной культуры, традиций и уклада своего региона, школы нравственности и ремесла, стали популярны в связи с созданием проектов возрождения и развития народов России.
Синтезируя предложения, высказываемые сегодня в концепциях национально-профилированного образования, подчеркнем исключительную важность для современного этапа развития России идеи о создании единого образовательного пространства региона. Именно в границах региона можно учесть специфические особенности географического, исторического, демографического, культурного, экономического плана, конкретные условия и проблемы, стоящие перед образованием. Развитие единого образовательного пространства России связано с защитой и развитием культурной самобытности ее национальных регионов, с формированием потребностей и способностей различных субъектов образования к сотрудничеству во благо общества.