ВЛИЯНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
А.А. Данчай-оол1,2
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48 dayas@inbox.ru 2Тувинский государственный университет, 667000, Республика Тыва, г. Кызыл ул. Ленина д. 5, ауд. 203
Ключевые слова: цивилизация, образование, диалектика, культура, духовность
Страницы: 5-15 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
В статье рассматривается влияние современных цивилизационных процессов на формирование образовательной парадигмы. В современных условиях глобализации и унификации общественного производства возникает противоречие в структуре системы образования, общества и культуры, формируются и распространяются так называемые общечеловеческие ценности. Через трансляцию новой аксиологической системы формируется новое поколение, не имеющее единства со своим конкретно-историческим культурным пространством. Указывается негативная роль унификации, из-за которой отрицается необходимость единства разных национальных культур в их многообразии. Автором определяется роль целостного гуманитарного образования, учитывающего национальные культурные особенности. Такая система дает возможность осуществлять духовное производство в обществе во взаимосвязи с конкретно-историческими условиями, что формирует адекватную ценностную систему. Подчеркивается человекотворческая сущность системы образования, а не формирующая будущих специалистов для осуществления процесса материального производства. Классическая система образования имеет корни в структуре духовного воспитания и формировалась долгое время под влиянием философских систем. В период бурного развития естественных наук критерий истинности стал основываться на рационально-логических и непротиворечивых формах мышления, что также является результатом влияния цивилизационных процессов на общественное бытие. Диалектическое мышление, где противоречие есть отправная точка познания, позволяет раскрыть все способности молодого поколения, которые заключены в богатстве конкретной культуры. Чрезмерное стремление к абстрактному в системе образования не позволит связать большой объем информации с окружающей действительностью, увидеть единство разнообразных процессов бытия. Кроме того, в статье делается акцент на диалектическое единство индивидуальной и «симфонической» личности. Указывается диалектическая связь между индивидуальным и коллективным. Определяется неразрывная связь между отдельно взятой индивидуальностью и конкретно-исторической формой социальной общности. Они диалектически взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Формирование индивидуальности влияет на всю общность и наоборот. Построение конкретной системы образования должно опираться на конкретно-исторические формы культуры и духовности. Это позволит молодому поколению, не разрывая корней с национальной культурой, воспринять все богатство мировой.
|