РЕСЕНТИМЕНТ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Коженова
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13 CojenovaL@yandex.ru
Ключевые слова: власть, ресентимент, сопротивление, сравнение, немощь, злоба, лживость, мораль, иллюзорность
Страницы: 36-49 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация
В статье анализируется явление ресентимента в современном социальном пространстве и системе образования как его составной части. Определяются психологические и историко-социальные причины и следствия ресентимента. Выделяются аспекты современной образовательной структуры, способствующие распространению ее в среде данного явления. Подчеркиваются условия, которые исключают факторы провоцирующие ресентимент. Определение ресентимента Ф. Ницше построено на метафоре противопоставления аристократической морали и морали ressentiment’a - своеобразной форме сопротивления психологическому дискомфорту, вызванному осознанием собственной слабости. По Ф. Ницше, явление ресентимента - это проявление «воли к власти» человека «низкого». Фактором, выводящим ресентимент на социальную орбиту, становится статусный экономический успех. В новоевропейском обществе он выступает как общественный идеал. По мнению М. Шелера, благоприятной становится среда для формирования ресентиментных настроений, если у каждого есть право сравнивать себя с каждым, формальная демократия обостряет ситуацию и ресентимент закрепляется как социальное явление. В классической современной системе образования наличествуют и внешний идеал для устремлений (успешный ученик), и конкуренция (плохой, хороший ученик), и равенство в правах. Возникает направление сознания, которым движет желание превзойти действительность как фазу. Таким образом, предметные цели предстают как «промежуточные пункты» на пути к «большезначимости». Такого рода устремленность значит больше, чем другие, становится устойчивой питательной средой для развития и утверждения ресентимента. В данном контексте в образовании главной целью становится оценка, а знания в лучшем случае - сопутствующей целью. Прогрессистскую грань ресентиментальной морали М. Шелер рассматривает как «переворот в вечном порядке материальной этики ценностей», Ф. Ницше называет «фальсификацией ценностных таблиц». Гештальт-подход предполагает, что ресентимента не возникнет, если не используются сравнения «плохой-хороший», «лучше-хуже». Очевидно, что только на собственной основе можно строить свое будущее, на чужой, может быть, более «основательной», его не построишь, также невозможно построение реальности на ресентиментальной основе - выдуманной. М. Н. Малинкин, Пак Чер-Унг считают необходимым рассматривать ресентимент в качестве предмета для социологических исследований в области теоретико-познавательных подходов и теории действия для ослабления провоцирующих его причин, для амортизации его последствий, что актуально и важно для современного образования.
|