ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А.В. Кирилова
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 anvk7@mail.ru
Ключевые слова: культура, интеллигенция, творческие объединения, художественный кружок
Страницы: 128-137 Подраздел: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым ростом научного и общественного интереса к проблемам культуры. Поиск новых ориентиров, интегрирующей основы общества заставляет обратиться к осмыслению базовых ценностей русской культуры, которые не раз в истории доказывали свою необходимость для ее гармоничного развития. В связи с этим актуальным становится обсуждение культурного наследия исторического прошлого России. В данной статье автор исследует организационные формы деятельности творческой интеллигенции, что значимо с точки зрения осуществления культурной преемственности, привлечения общественности к решению социальных проблем и реализации культурной политики. Полнее и глубже осмысливается ряд проблемных аспектов истории русской культуры: феномен интеллигенции, специфика «рубежной» культурной эпохи, черты ее проявления в опыте творческой личности и т. д. Интеллигенция рассматривается автором во взаимосвязи с явлением «жизнетворчества», что означает теоретические и практические попытки создания новых форм общественной или индивидуальной жизни. Современный уровень культурологического исследования позволяет подходить к анализу деятельности организаций творческой интеллигенции как к работе с культурными текстами, которые представляют мысль художника о мире и человеке. Объектом изучения подобные объединения стали давно и до сих пор являются важной темой отечественной историографии. Но литература, которая посвящена их деятельности, имеет в большинстве своем искусствоведческий и литературоведческий характер. В данной статье рассмотрен культурологический подход к изучению различных объединений как средоточения духовной, интеллектуальной, художественной жизни и специфического способа организации творческой интеллигенции. Передача культурной информации, поддержание культурной преемственности, специфика художественной культуры являются важнейшими характеристиками духовной атмосферы общества. Объектом изучения в данном случае должна выступать не только «метрополия» (профессиональные коллективы, школы, академии), но и «периферия» (художественные кружки, салоны, клубы, вечера и т. д.). Исследование деятельности таких содружеств (на примере второй половины XIX - начала XX вв., когда наблюдался расцвет различных организационных форм деятельности творческой интеллигенции) представляется, безусловно, важной культурологической задачей. Следует отметить, что одной из наиболее ярких форм организации интеллигенции в рассматриваемый период являлись художественные кружки, поэтому автор уделяет значительное внимание определению данного понятия и его характерным чертам на основе сравнительного анализа с другими типами объединений.
|