Глобализация образования и глобальные вызовы современности
М.С. Ашилова1, Н.В. Наливайко2,3
1Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Аблай-хана, Казахстан, Алматы, ул. Муратбаева, 200 alibek557@rambler.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru 3Институт философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: глобализация образования, глобальные вызовы, интернационализация образования, проблема «Восток–Запад», глобальные угрозы современности
Страницы: 26-37 Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ГЕОПОЛИТИКИ
Аннотация
Глобализация образования является одним из факторов всеобщей глобализации. Она неоднозначна и может принести для любой из стран, втянутой в ее орбиту, как положительные, так и отрицательные результаты. В статье анализируются вопросы позитивных и негативных сторон глобального образования. Показывается, что глобальное образование выступает эффективным средством позитивного развития процессов глобализации, так как только образованное общество и образованное человечество может критично и разумно противопоставить позитивные процессы развития негативным. Человечество, озабоченное своим выживанием, все больше обращается к проблемам образования, его развития и совершенствования, поскольку уже сейчас решается, каким будет новый век — просвещенным или невежественным, гуманным или агрессивным. Но необходимо рассматривать не только позитивный потенциал образования, но и факторы, препятствующие обучению: существующие в глобальных условиях отношения социального противостояния, которые усугубляются расхождением ответственности за образование между обществом и государством, противостоянием религий и различием менталитетов, обстановкой острых социальных столкновений и традиций в самой образовательной среде и др. Развитым странам Европы и Северной Америки глобализация позволила открыть новые международные рынки и получить доступ к дополнительным ресурсам. Развивающиеся страны, как правило, являются основными и постоянными «клиентами» продуктов Запада, в том числе и образовательных. Однако подобное положение — не аксиома. В статье рассмотрен положительный опыт восточных стран, в частности Китайской Народной Республики, который может стать примером отражения натиска негативных факторов глобализации в сфере образования для постсоветских стран.
|