Развитие профессионально–педагогической мобильности преподавателей гуманитарного цикла (на примере кафедры "Государственное и муниципальное управление")
(статья отозвана 12.09.2022)
В.Н. Бобриков, Н.Н. Равочкин
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, Россия, 650000, Кемерово, ул. Весенняя,28 bvn@kuzstu.ru
Ключевые слова: мобильность, образование, профессионализм, педагогика, развитие
Страницы: 136-146 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В публикации представлена содержательная характеристика категории «профессионально-педагогическая мобильность». Профессионально-педагогическая мобильность и ее развитие - важная проблема современной системы образования. В современных условиях ее решение является необходимым фактором для успешного развития всей отечественной образовательной системы и залогом эффективного использования социально-экономического потенциала национальной экономики. По нашему мнению, профессионально-педагогическая мобильность является сложной и многоаспектной категорией, которая, с одной стороны, характеризует педагога как личность, а с другой - как профессионала своего дела. И та и другая стороны в совокупности находят свое отражение в широком радиусе действия реализации базовых и специальных компетенций и проявляются в виде ценностно-смыслового конструкта личности педагога, который представлен как интегративное личностное качество, оказывающее влияние на характер и динамику профессиональной деятельности, а также на ее результаты. Формирование профессионально-педагогической мобильности следует понимать не как спонтанный процесс, а как планомерное и целенаправленное движение. На наш взгляд, данный процесс должен включать ряд взаимосвязанных этапов. 1. Диагностический этап. На данном этапе должно происходить осуществление диагностики преподавателей гуманитарных дисциплин с целью проверки уровня развития профессионально-педагогической мобильности. 2. Экстенсивный этап. В основу данного этапа должна быть положена подготовка педагогического состава к изменению себя, своей деятельности как рефлексивной реакции на «возмущения» образовательной среды. 3. Интенсивный этап. В рамках данного этапа должно происходить изучение педагогических объектов с позиции продвижения к собственным вершинам педагогического совершенства, таким как достижение карьерного роста. 4. Инновационный этап. Основополагающим направлением данного участка работы должно быть включение преподавателей гуманитарных дисциплин в процесс собственного профессионального становления. В рамках исследования были изучены механизмы и инструменты ее развития с учетом особенностей профессиональной деятельности преподавателей гуманитарных дисциплин кафедры «Государственное и муниципальное управление» в условиях высшего учебного заведения.
|