Проблемы оценки компетенций студентов вуза
Н.В. Чекалева
Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14 pedagog@omgpu.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профиль компетенций, карта компетенций, оценка, комплексная оценка, оценка компетенций, оценочные средства, модель процесса оценки, студенты вуза
Страницы: 146-156 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Автор поднимает вопрос о сложности оценки компетенций студентов вуза: ее структуре, содержании, процедуре. Сложность оценки компетенций связана в первую очередь с различной интерпретацией данного понятия. В статье представлены некоторые взгляды на понятие компетенции, сложившиеся в разных странах: в Великобритании — это способность человека выполнять требуемые трудовые функции, во Франции — ресурсы для осуществления деятельности, в Германии — профессиональные и личные знания и умения. Подчеркивается, что в России компетентностный подход — это инновация, в российской практике компетенция — это способность человека решать профессиональные задачи. Предполагается, что разработка комплексной оценки будет способствовать определению уровня развития той или иной компетенции, а критерием оценки уровня сформированности компетенций студентов вуза будет выступать готовность к профессиональной деятельности, включающая личностный, теоретический и практический компоненты. В статье рассматривается европейский опыт оценки компетенций специалистов — составление профиля компетенций и карты компетенций. Профиль компетенций специалиста — это оформленный образ, заданный набором характеристик, он дает возможность определить структуру и состав компетенций для определенного специалиста. Карта компетенций специалиста включает актуальные и потенциальные компетенции специалиста. Автор указывает на основные проблемы оценки компетенций студентов российских вузов и предлагает пути их решения; описывает модель процесса оценки компетенций и предлагает набор оценочных средств для проведения процедуры оценивания компетенций студентов вуза. К таким оценочным средствам автор причисляет кейс-стади, ин-баскет-упражнения, симуляции, тесты умений и навыков, прямое наблюдение, проблемные ситуации, портфолио, резюме, выполнение курсовых и дипломных проектов, проблемных проектов, технику «демонстрация действия и вопросы», дополнительные устные и письменные тесты и т. п. В заключение автор указывает направления развития практики оценки компетенций студентов вуза: четкое понимание структуры компетенций, изучение требований рынка труда к компетенциям специалиста, сотрудничество с представителями рынка труда, разработка профилей компетенций специалиста, составление карты компетенций каждого студента, определение места каждой учебной дисциплины в процессе формирования и развития компетенций студентов, подбор оценочных средств для оценки компетенций в соответствии с выделенными ранее единицами компетенций. Кроме этого, автор указывает на необходимость разработки инструментов оценки уникального опыта каждого человека.
|