Активизация творческой деятельности студентов на занятиях пленэрной живописью
О.В. Шаляпин1, З.Ж. Рабилова2
1Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 shalyapin.oleg@mail.ru 2Казахский национальный педагогический университет им. Абая, 050010, Казахстан, Алматы, пр. Достык,13 zoya.rabilova@mail.ru
Ключевые слова: творчество, живопись, пленэр, композиция пейзажа, замысел, деятельность, проблемное обучение
Страницы: 156-164 Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности пленэрной практики в развитии творческой деятельности будущих учителей изобразительного искусства. В этом контексте акцентируется задача формирования живописного замысла будущего изображения, включающего в себя эмоционально-образную оценку, изобразительные и выразительные возможности конкретных живописных материалов, а также направление изобразительных действий. О. В. Шаляпин, З. Ж. Рабилова Основная цель пленэрной практики состоит в углублении и закреплении теоретических и практических знаний по художественным дисциплинам, полученным в процессе обучения. Необходимо научить студентов передавать в своих работах целостность пейзажных мотивов с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности, сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживать тональный и цветовой масштаб. Эффективным условием обучения живописи на пленэре является организация процесса профессиональной подготовки на основе принципов деятельностного подхода к обучению, в котором реализуются такие качества личности, как самостоятельность и творческая активность, необходимые художнику-педагогу для успешной работы. Специальные задания по изменению цветовых акцентов в композиции с несколькими цветовыми пятнами нацеливают студентов на разработку оригинальной системы взаимодействия пятен в цветовом пространстве пейзажного мотива, что активизирует творческую деятельность будущего художника-педагога. Методику обучения пейзажной живописи необходимо базировать на понимании творческой деятельности как основополагающего стимула овладения пейзажным искусством. Педагогические установки следует нацеливать на формирование у студентов первоначального живописного замысла, реализация которого должна включать весь процесс: от композиционного поиска через этюдную работу на пленэре и до окончательного решения в материале.
|