ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ НАУКИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Т.А. Арташкина
Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия tam.artand@gmail.com; artash@mail.primorye.ru
Ключевые слова: философия образования, ценность, социокультурная среда, личность, повседневное сознание, индивидуальная картина мира, философия воспитания, компенсаторный механизм, педагогический эксперимент
Страницы: 5-22 Подраздел: Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В настоящее время в отечественном социогуманитарном познании продолжается активный процесс формирования интегративной науки об образовании, подчиняющейся общим законам интеграции и дифференциации научного знания. Феномен образования включает в себя целый ряд сущностей, которые трансформируются в различных исторических контекстах, оставаясь адекватными своему конкретному пространству и времени. Проблема взаимодействия образования и культуры в широком смысле не только выступает на первый план, но и детерминирует стратегические направления развития интегративной науки об образовании. В самом общем виде основной принцип взаимодействия образования и культуры формулируется следующим образом: система образования и культура должны быть адекватны друг другу. Информационная революция фундировала новый тип социокультурной организации - культуру информационного общества. Целью данного исследования явилась экспликация основных аспектов взаимодействия образования и культуры информационного общества, детерминирующих стратегические направления развития интегративной науки об образовании. В статье анализируется роль философии образования в интегративной науке об образовании. Подробно исследуются следующие направления интегративной науки об образовании: - проблема формирования и трансляции культурных и духовных ценностей и ценностных ориентаций; - изменение социокультурной среды и проблема сохранения личности; - проблема формирования повседневного сознания; - проблема становления философии воспитания; - создание компенсаторного механизма при реализации вариативного и уровневого образования; - создание теории педагогического эксперимента. Делается вывод о том, что все эти стратегические направления группируются вокруг главного аттрактора - проблемы формирования мировоззрения нового человека, способного не только свободно коммуницировать в информационном обществе, но и сохраняться как личность. При этом главной, центральной проблемой интегративной науки об образовании остается проблема сохранения и трансляции ценностного ядра отечественного образования, обеспечивающего и сохранение личности, и дальнейшее поступательное движение современной России.
|