ФЕНОМЕН НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И ОПЫТ КОСМИЗМА В ДИСКУРСЕ ОБРАЗОВАНИЯ
А.А. Грякалов, К.В. Преображенская
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия alexagr@mail.ru
Ключевые слова: современность, образование, неопределенность, космизм, рефлексия, вещь, концепт, топологическая субъективность, производство смысла
Страницы: 23-32 Подраздел: Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Современное образование призвано быть утверждением и действием. А представления о современности характеризуются интересом к непереводимости религиозного опыта, языка, словаря, ментальности, что существенным образом связано с образованием. В статье дается анализ взаимодействия феномена неопределенности и идей космизма в дискурсе образования. Неопределенность рассмотрена как событие и рефлексия. Это дает возможность понять не только онтологические, гносеологические и этико-эстетические аспекты неопределенности, но и конструктивно наметить перспективы в области образования, что связано прежде всего с построением системной и целостной картины образования в диалоге с идеями космизма. Космизм как событие мысли ориентирован на утверждающее образовательное действие. В космизме соотнесены религиозные ценности и проективная мысль, образы и идеи философии, естественно-научные взгляды, проза и поэзия.В статье осуществлен семантический и категориальный анализ образов и понятий, возникающих в топологическом единстве неопределенности и космизма. Поскольку концепт неопределенности инвариантно значим для группового и личностного самоосуществления социальных субъектов, концепт исследован в контексте космизма, обладающего предельной полнотой представлений о бытии общества и личности. В конечном счете тема неопределенности обращена к проблематике преодоления постмодернистского релятивизма и осмыслению конструктивных смыслов родового единства философии и образовательных программ современности.
|