СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВ
Е.Ф. Мороз
Сибирская пожарно-спасательная академия, Железногорск, Россия moroslena@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, наука, культура, обеспечение национальной безопасности, государственное развитие, национальные ценности
Страницы: 48-58 Подраздел: Раздел I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Теория национальной безопасности опирается на каноны классической философской культуры, на основные ее достижения, являющиеся всегда теоретический, методологической и праксиологической основой во всех сферах человеческой деятельности. В основе самой сути существования и развития общества лежит реализация им фундаментальных сил, представляющая собой его основные потребности, интересы и производительные силы. Процесс их реализации обусловливает определенное избирательное отношение к окружающему миру, которое определяется значимостью различия средств и условий его существования и поступательного развития. Хочется отметить, что, акцентируя внимание на вопросах национальной безопасности, вместе с тем необходимо заметить, что в процессе построения правового государства преобладающей тенденцией должно стать изменение вектора от безопасности государства в сторону безопасности общества. Подобное отношение ориентируется на реальные условия. На основе общих интересов обществом определяются цели его деятельности, представляющие собой идеальную реальность осуществления им своих производительных сил и потребностей. Процесс реализации поставленных целей сопровождается поиском адекватных средств, которые общество находит среди реальных условий. Поэтому лишь из реального положения общества можно логически вывести состояние, которое называется безопасностью. Это начало лежит в основе осмысления феномена национальной безопасности. В настоящее время обеспечение национальной безопасности немыслимо вне квалифицированных кадров, поскольку технологическая безопасность невозможна без кадрового обеспечения и научных разработок, безопасность социального развития - без образования и науки как фундаментальных оснований, экологическая безопасность достижима на основе духовного совершенствования и формирования новой культуры выживания. Ни одна общественная система, ни одно государство не может нормально развиваться без системы ценностей, ибо нация, лишенная своих ценностей, превращается в толпу. Одно из первых мест в формировании ценностей народа принадлежит образованию. Несомненно, что в центре рассмотрения всего комплекса проблем безопасности должен стоять человек, потому что именно уровень обеспечения его безопасности определяет, насколько близок уровень безопасности государства и общества к приемлемым показателям. Таким образом, весомость каждого государства в мире измеряется прежде всего категорией образованности населения.
|