СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА
Р.К. Серёжникова
ФГОУ ВПО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема», Биробиджан, Россия seryozhnikova@mail.ru
Ключевые слова: субъектность, будущий педагог, профессиональная подготовка, креативная самореализация, профессиональная самоактуализация
Страницы: 86-95 Подраздел: Раздел II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрываются особенности становления субъектности будущего педагога, проявляющейся через потребность в саморазвитии, самоактуализации и «запускающей» процесс сущностного самостановления, который в первую очередь зависит от внутреннего потенциала личности студента как проявления интенции быть самим собою. Под самостановлением понимается процесс формирования установок (ценностно-смысловых отношений), включающих в себя освоение норм профессионально-педагогической деятельности. Это обусловливает поиск путей и нововведений для удовлетворения новых потребностей студентов в своем прогрессивном самоизменении; самоактуализации как практическом воплощении изменений своей личности и деятельности через актуализацию профессионального потенциала. Профессиональный потенциал автор понимает как внутреннюю по источнику возникновения и креативную по содержанию движущую силу человека, проявляющего свою сущность в виде способности к самоорганизации преобразующих изменений в сфере внутреннего мира личности и профессиональной деятельности на пути достижения ее мастерства. По мнению автора, в субъектности кроется потенциал творения себя самого и своего окружения, и от того, как будут раскрываться свойства личности, зависит путь будущего педагога к профессиональному мастерству как фактору профессиональной самоактуализации. В соответствии с результатами исследования автора выделяются ведущиефакторы становлениясубъектности будущего педагога - рефлексия как осмысление профессиональной деятельности, самооценка как оформление профессиональных смыслов в ценности и самосознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения, образовательным пространством для формирования которых является креативопрактика как метод развития творческого потенциала студента. Программа креативопрактики, реализуемой в Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема, включала занятия: «Я в мире педагогической профессии», «Эвристические основы педагогической деятельности», «Креативная акмеология о стадиях творческого процесса в деятельности педагога», «Горизонты будущей творческой педагогической деятельности», «Динамика ценностей педагогической деятельности», «Самоопределение в педагогическом творчестве». Представленная программа не только отражает этапность субъектного становления студента, но и может быть использована как образовательное пространство формирования творческой позиции будущего педагога.
|