О ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
М.А. Хлыбова
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия busch_m@mail.ru
Ключевые слова: концентрированное обучение, традиционное обучение, интенсификация обучения, иноязычная коммуникативная компетенция, неязыковой вуз
Страницы: 106-113 Подраздел: Раздел II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена вопросу реализации концентрированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает организационные основы, педагогические условия и дидактические особенности использования концентрированного обучения с точки зрения повышения эффективности формирования у студентов иноязычной коммуникативной компетенции. Концентрированное обучение допускает вариативность в использовании, что позволяет адаптировать его к условиям неязыкового вуза. Для исследования выбраны два варианта концентрированного обучения: концентрированное обучение как потенциально наиболее эффективный вариант и комбинация концентрированного и традиционного обучения как вариант, более доступный для практической реализации в условиях неязыкового вуза. Описан опыт реализации технологии концентрированного обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза. Разработано и внедрено дидактико-методическое обеспечение концентрированного обучения как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.Содержание учебной дисциплины «иностранный язык» спроектировано в виде последовательности укрупненных содержательных единиц. Перечень изучаемых тем трансформирован в перечень учебных модулей, а модуль содержания реализован в виде совокупности учебных блоков, каждый из которых представлял собой содержание длительного учебного занятия продолжительностью от шести до восьми академических часов. Методика проведения длительного учебного занятия строилась в соответствии с динамикой умственной работоспособности в течение дня; использование разнообразных форм и видов учебной деятельности позволило избежать утомляемости студентов. В ходе занятия в режиме концентрированного обучения появилась существенная экономия времени по сравнению с изучением материала аналогичного объема на обычных занятиях, что позволило методически обогатить учебный процесс. Проведенная экспериментальная работа констатировала повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов, что в целом подтверждает эффективность концентрированного обучения как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза.
|